К 200-летию храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста

Этот храм был построен, когда приход являлся единоверческим, и был первым каменным московским единоверческим храмом. Вспомним о его истории.

В 1807 году священники и прихожане единоверческой церкви обратились к Московскому военному губернатору с просьбой построить каменный однопрестольный храм «по представленному плану и фасаду».[1] На строительство такового храма был заключён договор между прихожанами единоверческой общины и подрядчиком – крестьянином села Вершилово Нижегородской губернии Е. А. Блиновым, который обязался выстроить каменную церковь с колокольней в течение 2-х лет: «Сего года выклал я Блинов своими рабочими людьми церковь и колокольню по плану и фасаду от земли вышины 15 аршин, и получил я Блинов от господ прихожан за работу с награждением».[2] Построение храма планировалось завершить к 1 сентября 1808 г. Однако он был окончен лишь в 1819 г., причем строился на собственные средства купцов Александровых[3]. Храм был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы при Московском митрополите Серафиме (Глаголевском). Величественный храм с пятикупольной ротондой с четырьмя большими барабанами, с пристроенной к нему трехъярусной колокольней заметно выделялся среди всех существовавших в России единоверческих церквей своим богатым украшением и дивной внутренней росписью альфреско, выполненной в греческом стиле. «Несмотря на то, что Троицкий храм был выстроен в стиле зрелого московского классицизма, на купола его установили луковичные главы в русском стиле»[4]. С запада к храму была пристроена небольшая трапезная. По бокам расходились ступени двух крылец. Само здание церкви было построено из кирпича, но архитектурные детали были выполнены из белого камня. Снаружи церковь была оштукатурена и покрыта железом, выкрашенным в зеленый цвет. Впечатляли размеры храма: длина – 47 метров, ширина 23,5 метра, высота до верха карниза – 19 метров, высота колокольни – 47 метров. Дневной свет проникал в храм через 22 больших окна и 6 маленьких окошек наверху.

Внутренняя роспись альфреско, иконостас, составленный из икон по рисункам Строгановских иконописцев, а также старинные иконы, сохраненные единоверцами – все это придавало храму необычайно величественный вид. Большую художественную ценность представляет сохранившаяся до нашего времени икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова на острове Патмос с житием, школы Дионисия, начало XV в. Икона имеет размеры 132х98 сантиметров. Икона написана на липовой доске, дублированной. При написании были использованы паволока, левкас, яичная темпера. С 1931 по 1933 гг. икона находилась в музейном фонде Московского отдела народного образования, затем была передана в Третьяковскую галерею и в 1954 г. – обнародована[5].

Троицкий храм был неотапливаемым, поэтому богослужения в нем совершались лишь в летнее время. В холодный период службы совершались в тёплой церкви в честь Введения Богородицы во храм, построенной в 1825 году. Новый пятиглавый храм походил на Троицкую церковь, но был меньше ее. Архитектор – А. Ф. Элькинский. Можно предположить, что он являлся также автором проекта и Троицкой церкви.

Троице-Введенская единоверческая община являлась главным единоверческим центром не только московского, но и всего русского Единоверия. Часто настоятель Троицкой церкви являлся одновременно и благочинным всех единоверческих церквей города Москвы, как, например, священники Иоанн Звездинский и Григорий Шлеев.

После Октябрьского переворота 1917 г. Троицкая единоверческая община сильно сократилась. Службы еще совершались до 1931 г., вплоть до закрытия Троицкой и Введенской церквей и изгнания из них общины.

В 1933 г. Моссовет принял решение о закрытии Троицкой церкви и передаче ее здания «для специальных нужд ОГПУ», согласно постановлению Президиума Мособлисполкома РК и КД от 9 мая 1933 г.[6]  «Верующие пытались защитить Троицкую церковь, написали прошение во ВЦИК, где указали на ее архитектурную и художественную ценность, а также на то, что она является единственной единоверческой церковью Москвы. Но президиум ВЦИК поддержал постановление городских властей»[7]. После закрытия, церкви были частично разрушены. Купола храма и колокольни были сломаны. При Советской власти в них располагались различные учреждения. До 1966 года в помещении церкви размещались жилые квартиры. Затем Троицкая церковь вместе с соседним Введенским храмом были взяты на государственную охрану. Жильцы были выселены, начались реставрационные работы. К 1984 году восстановили главный купол и два боковых из четырёх. К началу 1990-х внешние реставрационные работы были в основном завершены. Здание принадлежало Институту проблем информатики АН СССР

Наиболее ценные иконы, богослужебные сосуды и другие предметы церковной утвари из Троицкого и Введенского храмов были изъяты и впоследствии переданы в Третьяковскую галерею и др. музеи. В ходе компании по изъятию церковных ценностей из церквей Бауманского района 24, 25 апреля 1922 г. «эксперт Музейного отдела Главнауки Л.Ф. Вишневский в присутствии членов подкомиссии по отбору церковных ценностей …, членов общины верующих … и местного священника о. Васютина произвёл осмотр церковного имущества… и принял следующие предметы, имеющие историческую и художественную ценность».[8]

Из церкви Св. Троицы у Салтыкова моста –

  1. «Икона Спасителя в серебряном окладе 1798 г. 2 х 1 ½ верш.
  2. Один Потир, дискос, звездица, 2 тарелочки и лжица сереб., гравированные, сплошь покрытые чернью – 1800 г.
  3. Напрестольный крест сереб. золочёный, украшенный цветными стёклами и бусами, восьмиконечный, XVII в. …
  4. Дарохранительница сереб., вызолоченная, с черневыми украшениями. На ней надпись: «февраля 27 дня сей ковчег зделан по усердию мос. Купеческой жены Зинаиды Алексеевны в поминовение мужа ея раба Божия Иоанна Шелапутина в церковь Введения Пр. Б.»».[9]

В 1992 году здание передали Московскому патриархату. Службы возобновились в восстановленном Введенском храме. Настоятелем с 1992 по 2004 гг. был протоиерей Николай Парусников. Однако внутреннему восстановлению Троицкого храма мешали межэтажные деревянные перегородки. Однажды в храме ночью случился пожар, и все перегородки и стены комнат сгорели, что дало возможность начать реставрацию внутри храма. В храм провели отопление. На престольный праздник Троицы в нём совершались молебны. Ведётся подготовка полной реставрации храма для проведения церковных богослужений.

Первая Литургия в храме Живоначальной Троицы у Салтыкова моста после передачи его Русской Православной Церкви состоится 16.06.2019 в день празднования Святой Троицы.


[1] РГИАМ, ф. 16, оп. 3, д. 2092, л. 1.

[2] РГИАМ, ф. 32, оп. 20, д. 445, л. 102.

[3] Симеоновский М. Исторический очерк Единоверия. СПб., 1867. С. 145.

[4] Козлов В.Ф. Москва старообрядческая: История. Культура. Святыни. – М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 443.

[5] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. Т. 1. М., 1963. С. 346; Путеводитель по Москве. / Под ред. И. П. Машкова. М. 1913. С. 204.

[6] ЦГАМО, ф. 4570, оп. 1, д. 32, л. 62.

[7] Козлов В.Ф. Москва старообрядческая: История. Культура. Святыни. – М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 445.

[8] ЦГАМО, ф. 66 оп. 18, д. 286, л. 84.

[9] ЦГАМО, ф. 66 оп. 18, д. 286, л. 84.

Фото: Виктория Якиманская

Источник: http://hramyauza.ru