В храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках совершили празднование в честь местночтимого святого

27 июля — день памяти священномученика Николая (Порецкого), протоиерея, настоятеля храма до его закрытия в период го­не­ний за ве­ру Хри­сто­ву.

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай (По­рец­кий) ро­дил­ся в 1865 го­ду в се­ле По­ре­чье Твер­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка. Де­тей в се­мье бы­ло пя­те­ро: три бра­та и две сест­ры. Все три бра­та ста­ли впо­след­ствии свя­щен­ни­ка­ми.

Ни­ко­лай По­рец­кий за­кон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и же­нил­ся на Лю­бо­ви Дмит­ри­евне Зве­ре­вой – до­че­ри свя­щен­ни­ка хра­ма Влахерн­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Кузь­мин­ки. Се­ло рас­по­ла­га­лось в кра­си­вей­шей мест­но­сти близ Моск­вы и при­над­ле­жа­ло кня­зю Го­ли­цы­ну. Став свя­щен­ни­ком, отец Ни­ко­лай при­нял при­ход, где до него слу­жил его тесть, про­то­и­е­рей Дмит­рий Зве­рев.

От­ца Ни­ко­лая По­рец­ко­го ува­жа­ли и лю­би­ли все – от про­сто­го кре­стья­ни­на до вла­дель­ца име­ния кня­зя Го­ли­цы­на. Гос­подь дал ему ис­тин­ный дар свя­щен­но­слу­жи­те­ля муд­ро­го, доб­ро­го, а ес­ли нуж­но стро­го­го. Од­новре­мен­но со слу­же­ни­ем в церк­ви, отец Ни­ко­лай был ин­спек­то­ром школ и ез­дил ту­да с про­вер­ка­ми. Его жда­ли с вол­не­ни­ем и тре­пе­том, он был строг, но все­гда спра­вед­лив. Отец Ни­ко­лай был на­граж­ден мит­рой, дву­мя цер­ков­ны­ми ор­де­на­ми и тре­мя ме­да­ля­ми.

В 1910 го­ду скон­ча­лась ма­туш­ка Лю­бовь Дмит­ри­ев­на, и отец Ни­ко­лай остал­ся вдов­цом с пя­тью детьми, до это­го по­хо­ро­нив еще тро­их, умер­ших в мла­ден­че­ском воз­расте. В это вре­мя он на­шел в се­бе си­лы за­кон­чить кни­гу «Се­ло Влахерн­ское, име­ние кня­зя Го­ли­цы­на», ко­то­рая вы­шла в свет в 1913 го­ду. Кни­га впо­след­ствии ста­ла на­столь­ной кни­гой для кра­е­ве­дов.

В том же го­ду был тор­же­ствен­но от­празд­но­ван 25-лет­ний юби­лей слу­же­ния от­ца Ни­ко­лая в хра­ме. Вслед за эти­ми со­бы­ти­я­ми от­ца Ни­ко­лая по­стиг тяг­чай­ший удар: тра­ги­че­ски по­гиб его стар­ший сын Ни­ко­лай. Услы­шав это страш­ное из­ве­стие в церк­ви, отец Ни­ко­лай, по­те­ряв со­зна­ние, упал и уда­рил­ся го­ло­вой о мра­мор­ный пол, что не про­шло бес­след­но и по­том тя­же­ло от­ра­зи­лось на его здо­ро­вье.

На­чав­ши­е­ся по­сле ре­во­лю­ции го­не­ния на Цер­ковь и свя­щен­но­слу­жи­те­лей кос­ну­лись всей се­мьи свя­щен­ни­ка. В 1922 го­ду от­ца Ни­ко­лая вме­сте с детьми вы­се­ли­ли из до­ма прич­та, через год ско­ро­по­стиж­но умер­ла сред­няя дочь от­ца Ни­ко­лая Ва­лен­ти­на. Через неде­лю по­сле ее по­хо­рон ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся зять – муж стар­шей до­че­ри Ма­рии. И отец Ни­ко­лай остал­ся жить с млад­шей до­че­рью Еле­ной. Млад­ший сын свя­щен­ни­ка Дмит­рий стал во­ен­ным и жил от­дель­но, от него по­тре­бо­ва­ли пуб­лич­но от­ка­зать­ся от от­ца – «по­па-ли­шен­ца». Дмит­рий был вы­нуж­ден пой­ти на та­кой шаг и боль­ше с от­цом ни­ко­гда не ви­дел­ся. Отец Ни­ко­лай очень это пе­ре­жи­вал и тос­ко­вал о сыне.

В 1928 го­ду по­ста­нов­ле­ни­ем Мос­со­ве­та цер­ковь, где слу­жил отец Ни­ко­лай, бы­ла за­кры­та, а 64-лет­ний свя­щен­ник аре­сто­ван и при­го­во­рен к пя­ти го­дам вы­сыл­ки в Се­вер­ный край, на ле­со­по­вал. В го­ро­де Шен­кур­ске, где про­хо­ди­ла ссыл­ка свя­щен­но­му­че­ни­ка, ста­ро­го и немощ­но­го от­ца Ни­ко­лая вско­ре осво­бо­ди­ли от ра­бот на ле­со­по­ва­ле вви­ду невоз­мож­но­сти ис­поль­зо­вать его на тя­же­лых ра­бо­тах. То­гда его при­юти­ли две ссыль­ные мо­на­хи­ни, сест­ры Та­и­сия и Ра­фа­и­ла Пыш­ки­ны.

Отец Ни­ко­лай был ли­шен пра­ва пе­ре­пис­ки, так что его род­ным пи­са­ла од­на из се­стер. Бо­ясь пре­сле­до­ва­ний по от­но­ше­нию к сво­е­му ре­бен­ку, дочь от­ца Ни­ко­лая Ма­рия по­сле аре­ста от­ца пе­ре­еха­ла ту­да, где ни­кто не знал, что ее отец – ре­прес­си­ро­ван­ный свя­щен­ник. Она от­прав­ля­ла от­цу скром­ные по­сыл­ки на имя при­ютив­ших его мо­на­хинь. Не от­вер­нул­ся от от­ца и млад­ший сын Дмит­рий, ко­то­рый в свое вре­мя пе­ред ли­цом со­вет­ской вла­сти от него от­ка­зал­ся, он тай­но от­прав­лял от­цу по­силь­ную по­мощь. В 1933 го­ду отец Ни­ко­лай скон­чал­ся в го­ро­де Шен­кур­ске и был по­хо­ро­нен уха­жи­вав­ши­ми за ним мо­на­хи­ня­ми.

Празднование памяти святого совершается также в феврале  (дата переходящая) в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Пресс-служба викариатств и благочиния