Уважаемые посетители! Наш сайт переехал на новый адрес: http://vikariatstva.ru. Через 60 секунд должна произойти автоматическая переадресация.

Юго-восточное московское викариатство








Система Orphus

Храм в честь благоверного князя Андрея Боголюбского

b_300_200_16777215_00___images_Hram_200_khramov_22.jpgИнвестор: ФОНД АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО

Проектировщик: ОАО "Владимирреставрация"

 

 

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Память 17 (4) июля

Великий государственный муж и молитвенник за землю русскую. (1110-1174). Сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в крещении Марии). Внук Владимира Мономаха. Храбрый воин (Андрей - означает «мужественный»), участвовал во многих походах своего воинственного отца. Вместе с Юрием Долгоруким строил города и храмы: Москву (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154), украшал церквями Ростов, Суздаль, Владимир.

Еще в юности его прозвали Боголюбским за любовь к молитве и частое посещение церковных служб. Летописцы также подчеркивают миротворческий дар святого Андрея, что было редкостью среди суровых нравов князей того времени.

К концу 1170 года князь сумел добиться объединения Русской земли под своей властью. Но через четыре года, в ночь на 30 июня 1174-го, принял мученическую кончину в своем Боголюбском замке. Тверская летопись сообщает, что в заговоре против святого Андрея непосредственное участие принимала его жена со своими братьями Кучковичами. Толпа убийц, двадцать человек, пробралась во дворец, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь был смелым и очень сильным человеком, поэтому убийцам не сразу удалось лишить его жизни. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон. Но святой был еще жив. Он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Однако заговорщики нашли князя по кровавому следу, и после его гибели оставили тело на улице.

Святой канонизирован Русской Православной Церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 17 (4) июля. Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.

 

Свято-Боголюбский монастырь

В 1155 году князь Андрей Боголюбский вез из Девичьего монастыря Вышгорода чудотворную икону Божией Матери. Когда он проезжал через небольшой, «мизинный» как его называли в те времена город Владимир, то вынужден был остановиться. В семи верстах от города, на крутом берегу реки Клязьма, лошади внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери – в 1157 году началось строительство. Чудотворная икона была названа в честь города – Владимирской и с того времени является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской.

Эта икона – первая писанная на Руси, так как до того времени все иконы привозились из Византии. В течение веков от образа происходило множество чудес, главным из которых стало спасение осенью 1771 года жителей Владимира от моровой язвы. В память об этом событии с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время накануне 1 июля.

Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. Волжская Болгария со времен походов Святослава († 972) представляла серьезную опасность для Русского государства. Святой Андрей стал продолжателем дела Святослава. Сокрушительный удар по врагу был нанесен в 1164 году, когда русские войска сожгли и разрушили несколько болгарских крепостей. Святой Андрей брал с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двустороннюю икону: на одной стороне был изображен Спас Нерукотворный, на другой - Поклонение Кресту. (В настоящее время обе иконы находятся в Государственной Третьяковской галерее.)

Великое чудо было явлено русскому войску от святых икон в день решающей победы над болгарами, 1 августа 1164 года. После разгрома болгарского войска князья (Андрей, его брат Ярослав, сын Изяслав и др.) вернулись к пехоте, стоявшей под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились ей. Тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от лика Богородицы и от Нерукотворного Спаса. В честь этого чуда было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 14 (1) августа. Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек – Нерли и Клязьмы. Он сам установил празднование Покрову Богоматери 14 (1) октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту. Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря.

После кончины князя устроенная им обитель несколько раз претерпевала разорение и разграбление, но продолжала существовать. Обитель часто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился святой князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды сюда было привезено и его честное тело. В 1552 году во время казанского похода здесь побывал царь Иоанн IV. Сюда приезжали на богомолье патриархи московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 году в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья.

13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти св.блгв. князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

Знаменательно то, что в конце июля 1991 года во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, и сам Патриарх Алексий II служил перед ним молебен в благословение новоустрояющейся обители. Позднее в память этого события, в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь прп. Серафима Саровского.

В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в I класс. К началу XX века братии в обители было около 75 человек. Последним настоятелем монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых (прославление состоялось 29 октября 2000 года).

После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них приняли от рук безбожников мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах – хранилища и склады.

По промыслу Божию, накануне зимней памяти прп. Серафима Саровского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, 14 января 1997 года в Боголюбскую обитель были переведены 60 сестер и архимандрит Петр (Кучер) из Задонского Преображенского женского монастыря, которые и приступили к восстановлению святыни.

В настоящее время в монастыре подвизается более 170 насельниц, настоятельницей является игумения Антония (Шаховцева), духовником обители – архимандрит Петр (Кучер). Благодаря его мудрому духовному руководству, детально вникающему во все строительные, архитектурные, реставрационные работы, Свято-Боголюбский монастырь восстал из руин и сегодня является одним из духовных центров Русской земли. Обитель, входящую в состав «Золотого кольца» России, посещают многочисленные экскурсионные группы, а также тысячи паломников приезжают сюда на поклонение древним святыням.

 

Тропарь, глас 8

Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси,/ кровь свою пролияв,/ якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы Борис и Глеб,/ ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу,/ якоже Авеля и Захарии праведных,/ благоверный страстотерпче, великий княже Андрее,/ с нимиже Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Ин тропарь, глас 3

Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, преславне,/ и уязвил еси демонския полки./ Отонудуже, Андрее, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми:/ сего ради, отче, моли спастися душам нашим. 

Кондак, глас 8

В мире сем благочестно и праведно пожив, молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси, сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, Егоже, святе Андрее, моли сохранити отечество твое и всех людей, благочестно тебе почитающих.

 

Источник информации - http://www.200hramov

Пожертвовать на этот храм

Строящиеся храмы

 
Викариатство Новых Территорий Православие и мир Общецерковная аспирантура телеканал Союз Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Центр образования священников при Новоспасском монастыре Влахерское благочиние Милосердие.ру Петропавловское благочиние Финансово-хозяйственное управление МП

Московская (городская) епархия

Контактная информация: 115172, г. Москва, Крестьянская пл. 10. Телефон: (495) 676-95-70