17 апреля 2025 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин освящения святого мира в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Молебен на начало мироварения был совершен Предстоятелем Русской Православной Церкви в Малом соборе Донского ставропигиального монастыря в понедельник Страстной седмицы. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро. В сосудах миро перевозится в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя. После вечернего богослужения Великой Среды сосуды устанавливаются с северной, южной, и, если необходимо, с восточной стороны престола. В Великий Четверток за Литургией перед великим входом алавастр (специальный сосуд для хранения древнего мира) переносится с престола на жертвенник.
Утром в четверг Страстной седмицы Святейший Патриарх Кирилл прибыл к западному входу в Храм Христа Спасителя. У врат храма Святейший Владыка передал алавастр первенствующему священнику — протопресвитеру Владимиру Дивакову, который перенес его в алтарь и поставил на престоле слева от дарохранительницы.
По прибытии в Храм Христа Спасителя Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского.
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; митрополит Звенигородский Арсений; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий; епископ Видновский Тихон; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Павло-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Егорьевский Мефодий, и.о. председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы.
В храме присутствовали: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова; первый заместитель Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД», председатель совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Гуц; первый заместитель директора ОАО «РЖД» В.В. Михайлов.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх прочитал молитву о Святой Руси. На заупокойной ектении Святейший Владыка вознес прошение о упокоении приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия I, почившего в этот день 56 лет назад.
В процессии великого входа участвовали первенствующий священник — протопресвитер Владимир Диваков с алавастром древнего мира и две пары священников с сосудами нового мира. В царских вратах Святейший Патриарх принял алавастр и поставил его на престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от престола, перед стоящими там сосудами.
После евхаристического канона Предстоятель совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка обратился со словом к участникам богослужения:
«Господу было угодно создать после Своего вознесения на небо Церковь — общину верующих в Него людей. Но это не просто объединение единомышленников — Церковь призвана продолжать Его дело во всей вселенной. И дело Божие, явленное нам через Сына, не связано лишь с научением людей высоким нравственным ценностям, но это нечто большее: Господь, принесший Себя в жертву ради спасения рода человеческого, возжелал, чтобы Его сила, та, что мы называем благодатью, пребывала неизменно с теми, кто стал Его последователями, учениками, то есть с Церковью Божией.
И запечатлел Господь этот дар сошествием Духа Святого на апостолов, как хорошо известно из Книги Деяний. Апостолы же, рукополагая своих преемников, получивших наименование блюстителей, по-гречески «епископов», передали им этот дар, с тем чтобы сии мужи возглавили христианские общины. Так дар Святого Духа, полученный от Господа, возложенный на святых апостолов, через них — на их преемников, епископов, а через архиереев — и на священников, передается в Церкви даже до сих пор, и видимым, физическим носителем этой благодати является святое миро.
Это вещество очень сложного состава из различных естественных благоухающих ингредиентов, действительно замечательное по своему аромату, но не в этом его сила, а в том, что благодать, переданная Господом через святых апостолов, почивающая на епископате, а через епископат — и на духовенстве, является и всем верующим через святое миро.
Мы совершаем освящение мира в Великий Четверг, а сегодня именно этот день. Прошу всех вас молиться о Церкви нашей, о народе нашем, чтобы вера никогда не пресеклась в тех, кто приемлет благодать от святых апостолов, чтобы наш епископат, наше духовенство строго хранили веру апостольскую, чтобы никакие соблазны человеческие не могли спровоцировать расколы и разделения, чтобы в единстве, мудрости, чистоте духовной и телесной протекала жизнь народа Божиего, то есть всех нас, и чтобы каждый, даже согрешающий, имел возможность через покаяние, приобщение Святых Христовых Таин, а при крещении — через миропомазание — обрести дар благодати, коим исцеляются наши прегрешения. Да хранит Господь всех нас, Церковь нашу, народ наш и помогает нам хранить богозаповеданные истины, чтобы истины эти передавались из поколения в поколение до скончания века. Аминь».
При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром. Это действие символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней. По окончании Божественной литургии хранитель святого мира иеромонах Митрофан (Матыцын), смотритель Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре, и другие священнослужители изнесли алавастр и сосуды с новым миром в храм Синодальной резиденции в Даниловом монастыре. Миро с благословения Святейшего Патриарха будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.
Проповедь перед причастием произнес епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с этим великим днем.
Ни у кого из нас жизненный путь не бывает простым. Даже если в молодости кажется, будто все в порядке, то в старости никто не сможет сказать: «Как я в молодости предполагал, так все и произошло — абсолютный порядок. благополучие и счастье». Так не бывает, и вовсе не потому, что существует, как полагали язычники, некий рок. Рок — это языческое понятие и ложное представление, будто некая неведомая сила управляет нашими поступками. В действительности мы сами управляем своими поступками; только мы и никто другой несем ответственность за все, что совершаем словом, делом, помышлением и всеми нашими чувствами, как говорится в молитве.
Для того-то и даются нам покаяние и дни Святой Четыредесятницы — с тем чтобы мы могли подумать о своей жизни так, как обычно не удается подумать. Ведь мы очень многим заняты, даже те, кто уже на пенсии; но каждый должен помнить, что его жизненный путь прервется, и каждый предстанет пред лицом Божиим. Собственно говоря, Великий пост и предназначен для того, чтобы человек, вырвавшись из суеты, из жизненной круговерти, мог посмотреть со стороны на самого себя, проанализировать свои мысли, свои поступки и, опираясь на помощь Божию, на молитву, на таинство Святого Причащения, действительно изменить свою жизнь к лучшему.
Именно так мы должны совершать наше земное поприще, никогда не теряя главной цели. Очень многое изо дня в день мешает нам идти по единственному спасительному пути, но Церковь Божия предлагает нам средства для того, чтобы мы могли этот путь опознать, чтобы у нас были силы по нему идти, и главное из этих средств — причащение Святых Христовых Таин.
Сегодня особый день: большинство людей исповедуются, причащаются, прикасаются к Божественной святыне, и очень важно помнить, что наше православное благочестие предполагает многое — и молитву, и пост, и доброделание, но все это не может привести нас ко спасению, если благодать Божия не будет вести нас по жизни.
«Благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9), и самым мощным проводником благодати является Святая Евхаристия, причащение Тела и Крови Христовой. Вот почему мы должны часто причащаться. Это не значит, что мы должны приступать без подготовки, как случается, к сожалению, во многих других Православных Церквях, не говоря уже о церквях неправославных, когда причастие становится неким ритуалом, обязательным для всех. Очень важно, чтобы не возникало такое привыкание к святыне, чтобы у нас всегда оставалась потребность принести покаяние через исповедь, чтобы у нас всегда оставалась потребность приготовить себя — молитвенным правилом и посещением храма — к святому причащению.
Однако все то, что я сейчас перечислил, не может быть поводом для того, чтобы не причащаться. Иногда мы говорим: «Что-то я не дочитал и уже не пойду причащаться». Получается, сделал что-то одно неправильно, a потом делаешь и второе, еще более неправильное и губительное для души. Это не значит, что мы должны легкомысленно относиться к приготовлению к Святой Евхаристии — совсем нет! Но мы должны все свои силы, какие возможно, полагать для того, чтобы действительно со страхом Божиим и верой приступать к Святой Чаше.
И да помогает всем нам Господь преодолевать тяготение греха, тяготение соблазнов мира сего, иногда физические немощи, а иногда и самим себе внушаемые слабости, для того чтобы ничто земное не отвлекало нас от главного, чтобы ничто земное не мешало нам входить в реальное единство с Самим Богом, со Христом Иисусом через причащение Его Тела и Крови — Святых Христовых Таин. Аминь».