«Торжественное открытие Галереи воинской славы намечено на май», — сообщил представитель подрядной организации ООО «СМ-Инжиниринг» Айткалий Утегенов на совещании в Храме Христа Спасителя 14 марта, посвященном строительству православных комплексов на юго-востоке столицы.
Галерея огибает храм. В настоящее время стены и своды ее оштукатурены, выполняется стяжка полов. По словам строителя, с понедельника приступают к оштукатуриванию поверхностей. Заказаны 46 мраморных плит для нанесения имен погибших воинов – участников Великой Отечественной войны и военных корреспондентов.
Напомним, стены храма и три шатра возведены, кровельные работы выполнены, купола с крестами установлены, произведена частичная отделка шатров. В апреле продолжатся фасадные работы: предстоит отделка кокошников и стен шатра.
Кроме того, на сегодняшний день благотворителем проложены внутриплощадочные сети водоснабжения и канализации.
Автор идеи и архитектор, член Союза архитекторов России, ныне покойный Афуксениди Федор Иванович: «По проекту в комплекс входят два храма, — рассказывал он в свое время. — Большой – на 800 человек. И малый – на 100 человек. Большой храм во имя мучеников Анатолия и Протолеона посвящается памяти воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Малый, во имя праведного воина Артемия Веркольского, – памяти погибших военных корреспондентов».
«Экономя территорию, мы «спрятали» все служебные и приходские помещения в нижней части основного храма и получили два «чистых» храмовых объема. Храмовый комплекс замыкает улицу Братиславская с рядовой застройкой. То есть человек, идущий или едущий по улице, в перспективе видит панораму храмового комплекса. Исходя из этого, мы расположили ось среднего шатра по оси улицы».
«Почему шатровый храм? Мне кажется, что шатер, монументальность формы каменного шатра, представляет собой ярко выраженный мемориальный характер. Символизирует идею Победы. Такая мощь вертикали, стремящейся в небо, имеет русское происхождение. Прекрасный пример – знаменитый шатровый храм Василия Блаженного на Красной площади, возведенный в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Потому я и решил остановиться на этой форме».
«Кроме того, улица Братиславская застроена достаточно высокими домами. И, чтобы в перспективе архитектурный образ храма не потерялся, необходимо было добиться определенной высотности. Мне не хотелось, чтобы он выглядел приземистым. Ведь наш храм посвящен великому подвигу нашего народа – Победе над фашизмом, памяти воинов, отдавших свои жизни за Родину и за всех нас – граждан России».
«Поднимать весь объем я не стал. Шатер – это еще и экономичный вариант. Но благодаря трем шатрам кресты храма взметнулись на высоту, соразмерную окружающей застройке. Если наш проект, с Божией помощью, будет воплощен в жизнь, храм замкнет собою перспективу улицы и явится архитектурной доминантой».
«Ряды кокошников под шатрами – это свечи по нашим павшим воинам. В самом храме предполагаются галереи, в которых установят мраморные доски с именами воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны на полях сражений».
Храм спроектирован «под колоколы» — в шатрах будут располагаться звонницы. В стилобатной части разместятся классы воскресной школы, актовый зал, библиотека, трапезная, различные подсобные помещения.
Итак. Главные особенности архитектуры большого храма: русский характер архитектуры, близкий к русскому узорочью, монументальность, соразмерность окружающей застройке.