Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня Отдание праздника Святой Троицы, дня Пятидесятницы — излияния Духа Святаго, рождения Церкви Христовой. Учение о Святой Троице является основополагающим Божественным Откровением, непостижимым для человеческого ума. Посредством человеческих слов нам отчасти открывается Богооткровенная истина Бога о Самом Себе и приоткрывается некая завеса Тайны Самой Святой Троицы. Мы как христиане верим в Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.
Дабы как-то приблизить понимание о Боге троичном в Лицах, но едином по существу, в разные времена Троицу сравнивали то с солнцем, то с источником воды. Чтобы понять Святую Троицу, необходимо совершить подвиг молитвы, ибо мы знаем, что истинный богослов тот, кто молится. И эта тайна богословия Святой Троицы может открыться человеку тогда, когда он преуспеет в этом молитвенном подвиге своём. Наперёд скажу, что тайна понимания Святой Троицы, помимо посредства молитвы, заключается в любви. Ибо Единосущие подкрепляется этой великой и главной добродетелью.
Когда мы говорим, что любим человека, мы порой не осознаем смысла этого глубочайшего слова. Поскольку для нас, большей частью, понимание любви — это некие особые чувства к тому или иному человеку, какое-то доброе благорасположение, может быть, желание находиться рядом, привыкание к этому человеку. Но чаще всего слово «любовь» нами определяется как некое чувство, которое возникает «за что-то»: за какие-то добрые взаимные к нам расположения, за красоту физическую, телесную. Но на самом-то деле любовь является самопожертвованием, и это её основное понятие.
Хотя в миру и говорят, что нет определения любви, но любовь — это когда мы любим человека просто так, за то, что он есть, когда мы готовы принести себя в жертву ради его благосостояния и благополучия. Именно такое определение любви дал нам Сам Господь, когда Бог Отец послал Сына Своего Единородного в этот мир, когда Он воплотился и ради любви к роду человеческому принял на Себя страдания, распятие и смерть. Это совершение подвига было во имя любви к роду человеческому.
Господь мог стереть нас с лица земли — строптивых, себялюбивых, гордых, ненавидящих друг друга, которым мешает всё в этом мире, в том числе и природа — дождь и даже соловьи, которые мешают спать. Наше око злое — мы видим в друг друге одно зло, ничего доброго не видим и не ощущаем. И вот к нам, таким непотребным, две тысячи лет назад пришёл Господь Бог, чтобы сделать нас лучше, чтобы наш взгляд стал добрым, чтобы мы видели друг друга не через извращенную призму зла, а через призму любви, самопожертвования.
Сам Господь дал нам пример этого подвига любви. Его любовь к роду человеческому «ни за что». Более того, мы не заслуживаем этой любви! Вы сами понимаете, насколько мы порочны и не имеем даже толики самопожертвования. Но добродетель любви возникает не сразу, хотя порой мы имеем некое доброе расположение друг к другу. Это путь всей нашей жизни, чтобы в конце концов любить всех просто так, во имя самопожертвования.
На пути к этой добродетели есть множество других, но первоочередной, фундаментальной добродетелью является смирение. Оно самым непосредственным образом связано с сегодняшними днями празднования Святой Троицы, Пятидесятницы, поскольку Священное Писание нам говорит об исполнении благодатью Божией тех, кто исполнился добродетелью смирения. В Священном Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4,6). То есть, первым этапом исполнения Духа Святаго в нашем сердце является наличие смирения — осознание своего недостоинства; понимание своей греховности, нечистоты; понимание того, что вокруг — самые лучшие люди, а ты являешься самым испорченным человеком.
Только когда мы к себе относимся с неким предубеждением и строгостью, а к ближним, наоборот, — со снисхождением и добрым расположением, наше спасение становится истинным. Но если мы к себе имеем строгость и эту строгость начинаем проявлять к другим, тогда у нас появляется некий суррогат духовной жизни. И не понятно, чем мы исполняемся — благодатью Божией или греховной составляющей.
В прошлое воскресенье, в день Святой Троицы, когда мы посещали храм Божий, наверное, многие из вас ощущали состояние умиротворения. Всё к тому располагало: продолжительное богослужение, стояние на коленях. Вспомните, какими вы выходили из храма в этот день. Я думаю, что многие из вас были умиротворены, одухотворены. То есть, каждый почувствовал благодать Божию, которой была исполнена вся Церковь, и мы частично имели излияние Духа Святаго. Это не зря происходит в день Святой Троицы, чтобы мы имели возможность ощутить то, к чему должны стремиться и через добродетель смирения стяжать — благодатное состояние души.
Мне хотелось бы, братья и сестры, пожелать всем нам исполняться благодатью Духа Святаго, понимать, что благодать Божия нас посещает тогда, когда мы осознаём свою греховность и смиряемся пред Богом. Окружающие нас люди заслуживают от нас доброго расположения. И мы не можем поступать так, как поступали в Ветхом Завете — око за око, зуб за зуб. Мы в Новом Завете понимаем по-иному: за хуление мы благословляем человека, за недолжное к нам расположение мы относимся к этому человеку по-доброму. Иначе какой смысл нашего нахождения в храме, если мы не исправляемся?!
Да поможет нам Господь Бог исправиться, очиститься, одухотвориться и исполниться в конце концов самой главной добродетелью Божией, которую имеет и с нами делится Святая Единосущная и Нераздельная Троица. Аминь.