Cослужение архиепископа Егорьевского Матфея Святейшему Патриарху в Великую Среду Страстной седмицы

20 апреля 2022 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Егорьевский Матфей; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева. Трио молодежного хора православных добровольцев под управлением Анны Голик исполнило великопостное песнопение «Да исправится молитва моя».

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков Московской епархии, Патриарших подворий, ставропигиальных приходов и монастырей, синодальных отделов и Московских духовных школ к празднику Святой Пасхи были удостоены права ношения палицы:

  • протоиерей Николай Степанычев, благочинный Новотроицкого округа, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке;
  • протоиерей Валерий Баранов, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери, Патриаршего подворья в Очакове-Матвеевском;
  • протоиерей Сергий Ванюков, клирик храма Знамения иконы Божией Матери в Ховрине;
  • протоиерей Александр Васютин, клирик храма великомученика Димитрия Солунского, Патриаршего подворья в Хорошеве;
  • протоиерей Владимир Гаркуша, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Зеленограде;
  • протоиерей Александр Зорин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери, Патриаршего подворья в Теплом Стане;
  • протоиерей Димитрий Калашников, клирик храма апостолов Петра и Павла, Патриаршего подворья у Яузских Ворот;
  • протоиерей Виталий Коновал, клирик храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище;
  • протоиерей Николай Лызлов, клирик храма Живоначальной Троицы в Хохлах;
  • протоиерей Димитрий Максимов, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перове;
  • протоиерей Ростислав Малевич, клирик храма преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве;
  • протоиерей Сергий Масленников, и.о. настоятеля храма благоверного князя Александра Невского, Патриаршего подворья в Хорошеве;
  • протоиерей Иоанн Миролюбов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове;
  • протоиерей Константин Михайлов, благочинный Зеленоградского округа, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Зеленограде;
  • протоиерей Павел Мотовилов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе;
  • протоиерей Анатолий Нагорный, клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской;
  • протоиерей Андрей Нефедов, и.о. настоятеля храма Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря;
  • протоиерей Максим Синюк, клирик храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове;
  • протоиерей Александр Фильчаков, клирик Новоспасского ставропигиального мужского монастыря;
  • протоиерей Сергий Чорногуз, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Крекшине;
  • протоиерей Олег Шалимов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери, Патриаршего подворья в Лосиноостровской;
  • протоиерей Алексий Шумак, клирик храма Знамения иконы Божией Матери в Аксиньине;
  • протоиерей Алексий Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве;
  • протоиерей Ростислав Ярема, и.о. настоятеля храма Живоначальной Троицы при б. приюте Бахрушиных;
  • иерей Александр Агапов, клирик храма Торжества Православия, Патриаршего подворья в Алтуфьеве;
  • иерей Сергий Байдаков, настоятель храма Архангела Михаила в Белоусове;
  • иерей Игорь Балабанов, клирик храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Косине;
  • иерей Игорь Баранов, клирик Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Георгий Баронец, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского, Патриаршего подворья в Москворечье;
  • иерей Тимофей Бойко, клирик храма Живоначальной Троицы в Воронцове;
  • иерей Иоанн Воробьев, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецах;
  • иеромонах Азария (Ворожцов), насельник Донского ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Илия Воронков, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Хамовниках;
  • иерей Андрей Выдрин, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  • иерей Алексий Гаркуша, клирик храма Архангела Михаила при клиниках, на Девичьем поле;
  • иерей Александр Горват, клирик храма Живоначальной Троицы в Борисове;
  • иерей Кирилл Даниличев, клирик храма святителя Николая Мирликийского на Щепах;
  • иерей Вячеслав Джейранов, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья на Кулишках;
  • иерей Сергий Дмитриев, клирик Покровского ставропигиального женского монастыря;
  • иерей Андрей Ермаков, клирик храма преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве;
  • иерей Иоанн Захаров, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице;
  • иерей Игорь Иванов, клирик храма великомученика Димитрия Солунского на Благуше;
  • иерей Константин Кабанов, клирик храма Архангела Михаила при клиниках, на Девичьем поле;
  • иерей Андрей Колганов, настоятель храма мучениц Татианы и Софии, Патриаршего подворья при Детской клинической больнице № 13 им. Н.Ф. Филатова;
  • иерей Игорь Краев, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери в Беляеве;
  • иерей Константин Кувшинников, клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках;
  • иерей Андрей Кудрин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Бибиреве;
  • иеромонах Иларион (Леднев), насельник Данилова ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Александр Мазырин, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецах;
  • иерей Александр Мелин, настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», Патриаршего подворья на Каховке;
  • иерей Максим Михайлов, клирик храмов Патриаршего подворья в Зарядье;
  • иерей Димитрий Николаев, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке;
  • иерей Андрей Никольский, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе;
  • иерей Николай Петров, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице;
  • иеромонах Ириней (Пиковский), насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Валерий Погребняк, клирик храма преподобного Сергия Радонежского, Патриаршего подворья на Рязанке;
  • иерей Андрей Сапунов, клирик храма Живоначальной Троицы в Троицке;
  • иерей Роман Свиденюк, клирик храма апостолов Петра и Павла в Лефортове;
  • иерей Александр Сергейчиков, клирик храма равноапостольного князя Владимира, Патриаршего подворья в Новогирееве;
  • иерей Алексий Стенечкин, настоятель храма иконы Божией Матери «Достойно есть», Патриаршего подворья в Бирюлеве;
  • иерей Сергий Сулин, клирик храма равноапостольных Константина и Елены в Митине;
  • иерей Александр Тараканов, клирик храма святителя Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе;
  • иерей Валентин Терехов, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери, Патриаршего подворья Симонова монастыря;
  • иерей Михаил Титов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе;
  • иерей Евгений Толмачев, и.о. настоятеля храма преподобного Паисия Святогорца в Выхине;
  • иерей Николай Фатеев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве;
  • иерей Игорь Филоненко, клирик храма святителя Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе;
  • иерей Алексий Харламов, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке;
  • иерей Иоанн Чигинов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине;
  • иерей Александр Чурочкин, клирик храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Останкине;
  • иерей Андрей Шеломенцев, клирик храма апостола Андрея Первозванного, Патриаршего подворья в Метрогородке;
  • иерей Олег Яньшин, настоятель храма святителя Николая Мирликийского, Патриаршего подворья в Тушине.

За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил Олега Александрова, алтарника храма святителя Николая Мирликийского у Соломенной Сторожки, в сан диакона.

Проповедь перед причастием произнес иерей Андрей Коновалов, настоятель храма Архангела Михаила в Зеленограде.

В завершение богослужения Страстной среды Святейший Патриарх Кирилл в последний раз в этом году прочитал молитву преподобного Ефрема Сирина.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В этот день мы вспоминаем два евангельских события: предательство Иуды и омовение Спасителя драгоценным миром, которое совершила грешная женщина, отдав на приобретение этого мира все то, что она имела. Евангелие противопоставляет две личности: Иуду, который ради денег предает Спасителя, и женщину, которая тратит сумму многократно большую, чем несчастные 30 сребреников, чтобы купить миро и приуготовить Тело Спасителя к погребению — не зная, конечно, что она помазывает Его перед погребением. Это был чистосердечный дар, дар от всего сердца, дар величиной во всю жизнь, потому что скопить сумму, равную стоимости драгоценного мира, было очень непросто. Миром помазывали царей, это был атрибут высшей власти и, естественно, особая драгоценность, недоступная для простых людей. Но женщина, потратив все, что имела, купила драгоценное миро и помазала Спасителя. А Иуда, увидев то, что произошло, вознегодовал, потому что был вор, и пошел и предал Спасителя. Предал Того, Кем был призван, предал Того, Чьи чудеса он видел. Не понаслышке знал, не из каких-то письменных текстов — видел лицом к лицу Божественные чудеса, видел все, что Господь совершал, слышал каждое Его слово — и предал.

О чем это говорит? Это говорит о том, что видимая близость к Богу не является гарантией верности. Я застал и хорошо помню гонения на нашу Церковь во времена Хрущёва — так называемые хрущёвские гонения начала 60-х годов. Надо сказать, эти гонения организовывались очень хитроумно. Чтобы повлиять на большое количество верующих, подтолкнуть их к разрыву с Церковью, властью избирались священнослужители, внимательно изучалась их биография, а потом с ними беседовали и предлагали публично отречься, с тем чтобы подать «правильный пример» народу. По крайней мере один среди таких предателей был выдающийся профессор богословия. Правда, во время своего служения в качестве пресвитера он совершил некие канонические проступки и не мог совершать Литургию, но в рясе, хоть и без креста, восседал на кафедре, читая лекции студентам тогдашней Ленинградской духовной академии. А потом громко хлопнул дверью и ушел, призывая всех последовать за ним. Но практически никто не ушел — впустую был хлопок! Отдельные лица, опять-таки под сильным давлением власти, которая чаще всего имела на них компромат, принуждались к отречению, но народ им не верил, и потому хрущёвские гонения провалились. Церкви закрывали, многих верных священников лишили возможности служить, имели место запреты на проповедь, но Церковь все выдержала, и верующий народ наш выстоял.

Эта история из сравнительно недавнего бытия нашей Церкви перекликается с сегодняшним днем. Апостол, все знавший, предал, как тот профессор богословия, а простая женщина отдала все свое имение, чтобы помазать Господа и Спасителя, приуготовляя Его к погребению. Вот так и в трудные времена гонений на Церковь, свидетелем которых я был, множество людей молились в храмах, и часто мужчины боялись ходить, понимая, что посещение храма может лишить их работы, а женщины наполняли храмы и ничего не боялись, подобно той, которая не побоялась возлить миро на главу Спасителя.

Примеры из евангельской истории, из истории Церкви призывают нас к верности. Сегодня все, казалось бы, благополучно, никто не требует отречения от Церкви. Наоборот, священник может идти в рясе по городу, и еще есть те, кто подходит под благословение. По телевидению идет трансляция богослужений. Религия, Церковь, Православие заняли определенное и достойное место в общественной жизни. Но враг рода человеческого даже в таких условиях умеет соблазнять, в том числе священнослужителей, дезориентируя, подталкивая многих или некоторых (не знаю, только на Страшном Суде это будет явлено) к изменению приоритетов, когда служение Господу перестает быть единственной и главной задачей жизни. А ведь все остальное вторично — даже забота о здоровье, о семье, о деньгах, о доме. Все вторично — первично только служение Господу. И если наше современное духовенство не соблазнится, если изберет правильные приоритеты в своей жизни, то обретет великую награду от Господа — и в этой жизни, и в жизни вечной.

Но я не хочу, чтобы мои слова были обращены только к духовенству, — они обращены к каждому верующему. Мы должны помнить, что главное в нашей жизни — это вера наша, которая дает возможность обрести жизнь вечную с Богом. А жизнь вечная несоизмерима с жизнью физической, которая лишь мгновение по сравнению с жизнью вечной. И если мы в той, вечной жизни, в которую верим, хотим быть с Богом, хотим пребывать в Его благодати и радости, а не оказаться с диаволом, то мы должны здесь, сейчас избрать веру, благочестие, молитву как главный и основной приоритет своей жизни. Вот наш приоритет, и если все это будет первенствовать в нашей жизни, то все остальное устроится, потому что нам будет споспешествовать Сам Господь.

И мои слова я обращаю — еще раз хочу сказать — не только к духовенству, хотя к духовенству в первую очередь, но ко всему нашему верующему народу. Помните, что вера православная — это не только посещение храма раз в месяц, или раз в неделю, или раз в год. Вера православная — это каждодневная молитва, это обращение к Господу и словами молитв, и своими собственными словами, а самое главное — это жизнь, которую мы должны выстраивать в соответствии с Божиими заповедями, с Божиим повелением. И если всё будет так, то и жизнь наша станет в каком-то смысле жертвой Господу — подобно тому, как евангельская жена приобрела на все деньги, которые имела, драгоценное миро, чтобы возлить на главу Спасителя. Наши добрые дела, конечно, несравнимы с милосердием той женщины, но они могут умилостивить Господа, а нам дать надежду на прощение грехов, спасение и жизнь вечную. Божественные слова, которые мы сегодня слышали, удивительный евангельский рассказ, который был нам сегодня предложен, — всё это относится к каждому из нас.

Да оградит нас Господь от того, чтобы пойти по пути Иуды. Да поможет каждому, в меру сил, повторить то, что совершила та женщина. Отдать Господу то, что имеешь, — свои способности и таланты, свое образование, свое время, свою любовь. Это и будет наше помазание миром Господа и Спасителя. И да поможет нам всем Господь именно так, а не иначе, совершать свой жизненный путь, священнослужителям — совершать свое пастырское служение, а всем вместе — духовенству, мирянам, всему нашему народу — и делами, и словами прославлять Единого Господа и Спасителя нашего, даровавшего нам возможность иметь жизнь вечную в общении с Богом в Божественном Его царстве. Аминь».

В завершение Святейший Владыка напутствовал награжденных священнослужителей: «Хотел бы сердечно поздравить всех отцов, которые удостоены иерархической награды, пожелать вам, дорогие отцы, помощи Божией в вашем служении. Дерзновенно служите пред Господом, никогда себя не жалейте. Помните, в тот момент, когда вы себя пожалели, вы сделали что-то очень плохое для себя… Когда священник служит, не жалея себя и отдавая себя Господу, он обретает во сто крат больше… Поэтому призываю вас к такому подвижническому служению Господу, в ответ на которое благодать и милость Спасителя будет пребывать с вами, с вашими родными, близкими, жилищами и трудами вашими. Храни вас всех Господь!»

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси