Архиепископ Егорьевский Матфей сослужил Святейшему Патриарху Кириллу за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя

27 сентября 2023 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

За Литургией состоялась хиротония архимандрита Феодосия (Нестерова) во епископа Ноябрьского, викария Салехардской епархии.

По прибытии в Храм Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился Честному и Животворящему Кресту и честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий; архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Зарайский Константин; епископ Калачевский и Палласовский Иоанн; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; схиархимандрит Серафим (Мохов), старший священник и духовник Троицкого женского монастыря с. Ташла Самарской епархии; духовенство г. Москвы.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева.

В храме присутствовали: член Совета Федерации ФС РФ А.Г. Ярошук; заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директор департамента внутренней политики С.В. Климентьев; старший вице-президент ПАО «ГМК «Норильский никель»» С.Г. Малышев; председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Борис Потапов, настоятель храма Преображения Господня на Преображенской площади.

По окончании Литургии Святейший Владыка напутствовал епископа Ноябрьского Феодосия на служение и вручил ему архиерейский жезл.

«Преосвященный епископ Феодосий!

Дух Господень, наполняющий вселенную, все объемлющий и знающий всякое слово (Прем. 1:7), соделал тебя ныне епископом Церкви Христовой и призвал быть продолжателем апостольского служения.

В сей знаменательный и судьбоносный для тебя момент обрати мысленный взор на Сионскую горницу в Иерусалиме, где были единодушно собраны ученики Спасителя в день Пятидесятницы. Вспомни, как о том повествует книга Деяний: внезапно соделался небесный шум и явились разделяющиеся языки, как бы огненные, которые почили на каждом из апостолов, исполнив их Духа Святого (см. Деян. 2:2-4).

Не в виде огненных языков, но таинственным и непостижимым образом, однако совершенно реально через возложение на главу твою Евангелия и рук архипастырей снизошел ныне и на тебя Небесный Утешитель. Сей храм соделался для тебя Сионской горницей, ибо в нем совершилась твоя личная Пятидесятница.

Промыслом Божиим, явленным в решении Священного Синода, тебе определено нести архиерейское послушание в Салехардской епархии и быть верным помощником Преосвященного архиепископа Николая, принимавшего сегодня участие в твоей хиротонии.

Тебе уже немало довелось поработать на ниве Господней: более двух десятилетий ты исполнял различные ответственные послушания в клире Архангельской епархии и не понаслышке знаешь особенности жизни Севера. Надеюсь, полученный опыт поможет тебе и в совершении предстоящих трудов на самом Крайнем Севере.

Но прежде чем ты направишься на место своего служения, выслушай сие отеческое наставление, внемли Патриаршим словам, запечатлей их в сердце своем и памятуй о том, что презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда его суетна, и труды бесплодны (Прем. 3:11), как учит нас слово Божие.

Проповедь — вот первое делание, на которое устремились апостолы, получившие дары Духа Святого. Должна она быть и твоей неотъемлемой обязанностью как преемника их служения. Вслед за ними обязан и ты неустанно возвышать голос свой (Деян. 2:14), с дерзновением свидетельствовать, что Бог соделал Господом и Христом Иисуса Распятого (Деян. 2:36), и призывать людей к покаянию и крещению для прощения грехов (Деян. 2:38). Никогда не переставай проповедовать, не перекладывай эту прямую обязанность епископа на священнослужителей. Помни, что главным словом назидания, обращенного к народу, является твое слово, и неси его со смирением, мудростью и духовной силой.

На пути проповедничества тебя ждут различные трудности, в том числе связанные со спецификой современного медийного пространства. Сегодня эта специфика такова, что увлекает человека различными яркими образами, порождает постоянный информационный шум, создавая у людей иллюзию осведомленности, но отвлекая от главного. В такое время голос пастырей, а тем паче архипастырей, должен звучать особенно убедительно. Да сохранит тебя Господь от сомнений в силе проповеди слова Божия, которое есть меч духовный (Еф. 6:16-17).Развивай в себе дар благовестника, непрестанно трудись на сем поприще, заботься о том, чтобы и вверенный тебе клир не пренебрегал этим служением. К сожалению, мне иногда приходится слышать, что священник, выходя на амвон, либо открывает шпаргалку и что-то читает, либо, недостаточно подготовившись, обращает к людям слова малоубедительные. Это большой грех, потому что Церковь призвана возвещать через своих служителей слово Божие так, чтобы оно было как меч обоюдоострый (см. Евр. 4:12),отделяющий грех от святости.

Примером тебе да будет апостол Павел, которому Христос в видении повелевает не бояться, говорить и не умолкать (Деян. 18:9), апостолы Петр и Иоанн, которые не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе (Деян. 5:42). Вспомни великих ветхозаветных пророков: Исаию, призывавшего не умолкать напоминающих о Господе(Ис. 62:6), Иеремию, не могшего удерживать себя от проповеди (Иер. 20:9). Пусть их ревность о деле Божием вдохновляет в трудах и тебя.

Чем же занимались первые христиане, обращенные к вере благодаря проповеди апостолов в день Пятидесятницы? Они, по слову книги Деяний, постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:42). А под преломлением хлеба, конечно, подразумевается Божественная Евхаристия, Святая Литургия. Заповедаю и тебе проявлять надлежащую заботу о соблюдении этих основополагающих принципов церковного бытия. Неизменно пребывай в учении апостолов: твердо храни каноны Церкви, как ты обещал сегодня в архиерейской присяге, храни чистоту веры православной и оберегай вверенную паству как от лютых волков, не щадящих стада,так и от людей, говорящих превратно и увлекающих учеников за собой (Деян. 20:29-30). Я постоянно напоминаю, что епископ всегда должен пребывать в общении с людьми и быть ближе к народу. Это не фигура речи — это призыв Патриарха. Проявляй милость к людям, не отрывайся от реальной жизни клира и паствы, будь доступным для них. Да не будет с тобой такого, что верующие или духовенство не смогут до тебя «достучаться» по вопросам, которые их волнуют.

Наше церковное единство зиждется на Святой Евхаристии. Это центр и основа духовной жизни всякого православного христианина. Милостью Божией в последние годы мы наблюдаем евхаристическое возрождение, когда для людей становится нормой посещение Литургии с обязательным приобщением Тела и Крови Христовых. Пусть же предстояние престолу и совершение Бескровной жертвы будет средоточием и твоего архиерейского служения.

Возревнуй также и о деятельном служении ближним на новом месте твоих трудов. Забота о больных и престарелых, нуждающихся и одиноких должна быть неотъемлемой составляющей твоего делания, твоих повседневных трудов. Искреннее попечение о людях, христианская любовь и милосердие, готовность разделить с человеком его скорби и радости — это то, чего ждут от нас больше, нежели красивых возвышенных слов.

Но не только социальное служение и церковная благотворительность как самые очевидные формы нашей помощи людям должны быть в поле твоего внимания. Как архиерею тебе предстоит заботиться и о многих других направлениях епархиальной жизни, ибо труды епископа весьма обширны и должны простираться на разнообразные стороны человеческой деятельности, в том числе на миссию и катехизацию, на работу с молодежью, на взаимодействие с власть имущими. Не в том смысле, чтобы заручаться некой поддержкой со стороны власти, а в том чтобы, работая на своем поле, совместно с властью преобразовывать к лучшему не только материальную, но и духовную жизнь нашего народа.

В этом многообразии возложенных на тебя попечений не забывай о личной, внутренней молитве, которая, по словам преподобного Ефрема Сирина, цитирую: есть великое оружие, неоскудевающее сокровище, основание тишины, корень, источник и матерь тысячам благ (Слова о молитве). Не начинай без молитвы ни единого дела и в ней обретай восполнение сил.

С таким напутствием прими сей жезл — видимый знак епископской власти — и от полноты полученных даров Духа Святого преподай архипастырское благословение предстоящим людям, молящимся сегодня вместе с нами о твоем непорочном архиерействе.

Итак, вступая на сие поприще, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа (Пс. 26:14). Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Святейший Владыка, сослужившие Его Святейшеству иерархи и духовенство совершили славление и поклонились Кресту Господню.

Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь и поздравил всех верующих с праздником Воздвижения Креста Господня:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Крест в прямом смысле слова — это наказание, которое налагалось в древние времена на людей для того, чтобы они страданиями своими искупили преступление. Идея искупления преступления наказанием сохраняется в течение всей человеческой истории. Конечно, на эту фундаментальную истину налагаются различные культурные особенности, связанные с тем, как развивается человечество, какие возникают философские учения, связанные с преступлением и наказанием. Но сам по себе факт, что за преступлением следует наказание, никогда никем не оспаривался. На этом основывается вся юриспруденция, судебная практика, и, наверное, если бы не так, то в хаос превратилась бы наша жизнь. Многих от преступления удерживает именно страх перед наказанием. В этом смысле крест отображает некую глубинную онтологическую истину, заложенную Самим Богом в жизнь людей. И если бы не было наказания после преступления, то, наверное, человеческое общество было бы нежизнеспособно.

Сегодня мы прославляем Крест Христов. Это тот случай, когда наказание было несправедливым, когда Господь, не совершивший ничего плохого, в том числе против государственных законов и обычаев своего народа, был умерщвлен путем тягчайших страданий. Не потому, что был преступником, — совсем не потому! — но потому, что Его слово не соответствовало сложившимся идеалам, в том числе ложнопонимаемым идеалам религиозной жизни. Потому что Господь связывал с верой в Бога, с тем, что мы сегодня называем религией, внутреннее изменение человека. Человек, вступающий на путь Богообщения, молящийся Богу, тем самым обязуется в первую очередь внутренне себя менять, отвечать на Божий призыв, на Божии законы, на Божии заповеди. А если внутреннее делание не совершается, то мы, по слову апостола, медь звенящая и кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1), то есть пустота, ничего существенного, в том числе и в нашей религиозной жизни. Поэтому воспоминания о Кресте Господа и Спасителя каждого из нас должно ко многому подвигнуть.

Во-первых, мы должны понимать, что страдания в человеческой жизни, как бы люди ни пытались от них избавиться, есть, как говорят философы, онтологическая, то есть существенная часть человеческой жизни. Страдания бывают разные, это действительно зависит, в том числе, от культуры, от развития общественных отношений и многого другого, но само по себе страдание не исчезнет до последнего дня человеческой истории. Однако страдания могут быть спасительным крестом, а могут быть гибелью — всё зависит от того, как мы воспринимаем скорбь, как мы воспринимаем свои страдания. Если у нас появляется отчаяние, тем более если мы исполняемся ненависти, готовности отомстить за то, что нам кажется причиной наших страданий, то мы только умножаем страдания и вносим свой вклад в общее безумие, в диавольскую логику конфликта.

Освобождение от страданий может быть только в Святом Духе. Мы знаем, что великие подвижники сами налагали на себя страдания. Что значит уйти в пустыню без куска хлеба или с крошечным кусочком, который закончится буквально за день, за два? Что означало находиться там, в песках, без еды и питья, и молиться Богу? Ни одно человеческое наказание не сопряжено с такими испытаниями, какие подвижники сами налагали на себя, чтобы через скорби приблизиться к Богу. И ведь приближались! Мария Египетская перешла Иордан как по суху, уподобившись ангелам. Через что? Через то, что она сама на себя наложила, — такие обеты, такое самоограничение, следуя которому, она действительно преодолела физическое тяготение человеческой плоти и стала равноангельским существом.

Крест Господень есть мерило праведности, что особенно ярко являет русское изображение креста с нижней перекладиной, справа от Господа вознесенной к небу, а слева опущенной книзу, что символически означает и оправданного разбойника, который признал Распятого на Голгофе Спасителем, и осужденного, который хулил Его вместе с хулителями. Но это не только символ того, что было на Голгофе, — это великий символ глубинной истины человеческого бытия. Вся наша жизнь — между добром и злом; каждый избирает, в какую сторону ведет его жизненная траектория — к небу или вниз, в дьявольскую бездну.

Каждый раз, когда мы взираем на Крест Господень, мы, конечно, молимся Господу о своем, так уж мы устроены. Взирая на Страдальца, мы часто молимся и о бытовых вещах, даже не представляя, насколько наша молитва далека от того, что изображено на кресте. Однако Господь и эту нашу немощь с любовью покрывает и отвечает на нашу молитву. Но при этом мы никогда не должны забывать, что Крест — мерило истины, мерило праведности. Если мы желаем быть подлинными христианами, мы должны пред Крестом Божиим искренне исповедовать свои грехи и осознавать, что в нашей жизни обращено к небу, а что обращено книзу, что влечет нас к гибели души и тела.

Крест Христов — это, если хотите, компас, ориентир духовной жизни. Именно поэтому поклонение Кресту началось с глубочайшей древности, Обретение Креста связано с деяниями императрицы Елены и сына ее Константина, и, конечно, замечательные деяния императорской семьи, которые положили начало всеобщему поклонению Кресту Господню, сегодня также в нашей благодарной памяти, и мы почитаем тех, кто явил миру Крест Господень. И каждый из нас должен сделать выбор — либо идти к Богу, прославляя Христа Распятого, либо вместе с неблагоразумным разбойником и кричащей у Голгофы толпой отвергнуть великую спасительную Жертву или ею пренебречь, даже будучи формально верующим человеком.

Еще раз хотелось бы сказать: взирая на крест, мы должны актуализировать свою веру, соединять ее с нашей жизнью, задавать себе нелицеприятные вопросы о том, где мы в этой системе ценностей. И, уповая на волю Божию, на Его милосердие, подкрепляя свою веру горячими молитвами к Господу, совершая добрые дела, мы действительно обретаем способность вместе с благоразумным разбойником стать одесную Креста, на пути к нашему спасению. Аминь».

В дар Храму Христа Спасителя Святейший Владыка передал украшенный драгоценностями крест и евхаристический набор, состоящий из искусно вышитых покровцов и воздуха.

Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил председателя Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванова орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.