2 декабря 2022 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Хрисанфа (Коноплева) во епископа Чимкентского и Туркестанского (Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан).
По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета.
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения; архиепископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Верейский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Зарайский Константин; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Звенигородский Кирилл, ректор Московской духовной академии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; иерей Иоанн Коноплев, клирик храма мучеников Адриана и Наталии в поселке Отеген-Батыр Астанайской епархии; благочинные церковных округов г. Москвы; столичное духовенство.
Патриаршее богослужение посетили: руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н. Горбенко; председатель Совета Фонда возрождения Старицкого Успенского монастыря В.Б. Христенко; руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец; профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, известный телеведущий Н.Н. Дроздов, являющийся двоюродным праправнуком святителя Филарета Московского.
Среди молившихся за Литургией были: председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим, председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий, участники II Патриаршего фестиваля духовной музыки «Свет Христов», священнослужители Москвы и Московской области, собравшиеся в Храме Христа Спасителя, чтобы почтить память святителя Филарета.
Богослужебные песнопения исполнили Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев) и сводный хор победителей II Патриаршего фестиваля духовной музыки «Свет Христов» (регент — заслуженный артист России А.А. Пузаков).
В состав сводного хора вошли: смешанный хор Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска; праздничный хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова; ансамбль духовной музыки «Покров» г. Москвы; Сибирский мужской хор; мужской хор храма Вознесения Господня г. Нижнего Новгорода; братский хор Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря; монашеский хор Вознесенского Оршина женского монастыря; Молодежный хор Тверской епархии; женский хор Регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии.
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, был возведен в сан архиепископа.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
За Литургией Святейший Владыка совершил иерейскую хиротонию диакона Андрея Барашкова, клирика храма Успения Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья в Гончарах, Представительства Болгарской Православной Церкви при Московском Патриаршем престоле.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Сергий Фейзулин, и.о. настоятеля храма Живоначальной Троицы при б. Черкасской богадельне.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Чимкентского и Туркестанского Хрисанфа на служение:
«Преосвященный епископ Хрисанф!
Ныне через возложение рук архипастырей и по молитвам клира и всех верных совершилась твоя личная Пятидесятница: благодатью Небесного Утешителя ты приобщен к сонму епископов, преемников апостолов, дабы с любовью и ревностью пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28).
Неисследимым и премудрым промыслом Господь вел тебя к этому дню и приуготовлял твое сердце к принятию высоких духовных даров. Будучи молодым человеком, ты осознанно пришел к вере и принял святое крещение. Оставив светскую работу, со тщанием исполнял свои первые послушания, получал образование в духовном училище и укреплялся в желании послужить Богу в священном сане. Вседержитель призрел на твои старания и молитвы и по прошествии нескольких лет сподобил тебя стать диаконом, а затем и пресвитером. За минувшие четверть века тебе довелось немало потрудиться на ниве церковной. Убежден, что накопленный богатый опыт поможет тебе в дальнейшем, ибо епископу приходится вникать во множество вопросов из различных сфер жизни. В сложных же ситуациях у тебя всегда есть возможность обратиться за советом к опытному архипастырю — митрополиту Александру, который на протяжении многих лет по-отечески наставлял и поддерживал тебя.
Прежде чем ты вступишь на предлежащее тебе поприще архипастырских трудов, внемли словам моего напутствия, которые скажу тебе по долгу Предстоятеля Церкви, опираясь на собственный опыт архиерейского служения и, конечно, на опыт многих других архипастырей. Запечатлей в сердце своем мысль сию: насколько высок епископский сан, настолько велика и ответственность, которая отныне на тебя возлагается. Тебе вверяются заботы о спасении бессмертных душ человеческих, посему, по слову апостола, со страхом совершай (Флп. 2:12) свое служение, будь внимателен к своим поступкам, к своим словам, памятуя предостережение святителя Димитрия Ростовского: сия почесть дана тебе временно для того, чтобы исправлять других, а не для того, чтобы ею возноситься и величаться (Алфавит духовный, II, 3 (6)). Размышляя о своем новом положении, помни, что эти размышления не должны сопровождаться помыслами гордости и самомнения. Все это не должно проникнуть в твое сердце, а потому как можно чаще вспоминай мудрое наставление Иисуса, сына Сирахова: «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа» (Сир. 3:18). Вот замечательное, абсолютно необходимое для каждого архиерея слово из Священного Писания: чем становишься выше, тем больше смиряйся. Но это смирение не должно превращаться в слабость, в страх, оно должно выражаться иначе. Никогда внутренне не превозноси себя над другими, сознавай свои грехи, свою ограниченность, и тогда твои отношения и с собратьями-архипастырями, и с подведомственным духовенством, и с мирянами будут гармоничными, наполненными уважением и любовью.
Порою тебя может охватывать чувство, что служение архиерейское выше твоих сил, но воистину, как Господь сказал, невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27). Пусть эти слова Спасителя утешают и ободряют тебя. Когда не хватает наших скромных человеческих сил, мы обращаемся ко Господу и ведь получаем Его поддержку! А если бы не было поддержки, так и к Богу бы не обращались. Неоднократно я приводил такую пословицу: «к пустому колодцу за водой не ходят». Но если мы приходим в храмы Божии и молимся, значит, получаем просимое. Конечно, по вере нашей, в меру силы молитвы нашей и в меру готовности нашей принять дар Божий.
Ища укрепления свыше, старайся как можно чаще участвовать в богослужении, но более всего — в совершении Божественной Евхаристии. Тогда явно ощутишь помощь Божию и будешь с благодарностью свидетельствовать вместе с апостолом, что все трудности преодолеваются силою Возлюбившего нас (Рим. 8:37).
Тебе предстоит нести архипастырское служение на Чимкентской кафедре в родном для тебя Казахстане. Ты не понаслышке знаешь особенности страны, где ислам является преобладающей религиозной традицией. Свидетельствуя о Христе, стремись делать все от тебя зависящее, чтобы добрые межрелигиозные отношения укреплялись, а дух мира, взаимоуважения и добрососедства господствовал в сердцах людей.
Господь так укреплял Своих учеников: «Не бойся, малое стадо! Ибо благоволил Отец ваш дать вам Царство» (Лк. 12:32). Запечатлей в своем сердце эти слова, ведь в них руководство для твоего архиерейского служения. Во-первых, ничего и никого не бояться, кроме Бога. Этой мыслью нужно проникнуться, и если в какой-то момент страх охватил сердце, нужно подавать в отставку, потому что архиерейское служение и страх несовместимы. Только один страх — Божий — должен присутствовать в сердце архиерея.
А теперь, может быть, самое важное. Нужно ведь подражать кому-то, а кому архиерей может подражать, как не святым апостолам, от которых и пошло архиерейское служение в мире? В чем же подражать? В неустанном проповедании людям Царствия Божия и в несении миру света Евангелия. При этом помни, что не только убедительными речами, но и своим личным примером ты должен свидетельствовать о красоте и истинности православной веры, чтобы никто никогда не сказал: «Учит одному, а живет по-другому».
В трудные моменты обращай свой взор на пример новомучеников и исповедников Казахстанских, которые несли свое служение в гораздо более трудных обстоятельствах. Обращаясь к ним в молитве, непременно получишь утешение и помощь, потому как они дерзновение пред Богом стяжали, в тяжких страданиях верными Христу явившись (молитва святым). Подражая мужеству и решимости сих угодников Господних, свидетельствуй и ты о великой созидательной силе Православия, которая неоднократно благотворно проявляла себя в жизни людей, как замечательно говорил о том священномученик Пимен (Белоликов), несший свое епископское служение и принявший мученическую кончину на земле Туркестана (Вступительная речь епископа Семиреченского и Верненского Пимена к духовенству и гражданам г. Верного, 11 октября 1917 г.) Это было сказано в далеком 1917 году, накануне страшных, трагических перемен в жизни нашего народа, но слова святителя особым образом должны отпечататься и в твоих мыслях, и в твоих делах.
Тебе надлежит иметь попечение о развитии всех направлений епархиальной деятельности, как я призываю каждого, кому вручаю жезл. И в области социального служения, и в совершении дел благотворительности, в духовно-просветительской, катехизаторской и молодежной работе — во всем должен принимать участие архиерей. Не надо на эти стороны церковной жизни смотреть как бы с некой архиерейской дистанции. Эта работа должна быть приоритетной. Хотя совершают ее священники, ты должен в ней участвовать, и вдохновляя, и направляя, и поддерживая все эти стороны церковной работы. В Казахстане важно также думать о межнациональном мире, о гражданском согласии, потому что это многонациональная земля и православные не являются там большинством. Конечно, эти заботы должны быть направлены не только на внешних, но и, в первую очередь, на ближних, ведь, по слову апостола Павла, кто о своих… не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8).
Старайся развивать взаимодействие с государственными органами, общественными организациями, потому что соработничество Церкви со всеми благонамеренными силами может принести немало добрых плодов в деле утверждения нравственных идеалов в жизни людей.
Желаю тебе мудрости и мужества в архипастырском делании, для совершения которого необходимы равным образом духовная рассудительность и самоотверженность, дабы беречь вверенное стадо словесных овец Христовых, ограждая их от опасностей и искушений, и со всяким терпением и дерзновением прославлять всепетое имя Господа и Спасителя нашего.
С этим напутствием прими жезл сей как свидетельство епископской власти, как знамение силы и помощи Божией в проповеди Евангелия и в шествовании путем спасения, по которому ты пойдешь не один, а вместе со своей паствой. И если кто-то от паствы будет отпадать, то неизвестно, удержишься ли ты на этом пути. Помни, что спасение паствы, духовное состояние народа — твоя прямая ответственность пред Богом, и за это с тебя более всего взыщется на Страшном суде Божием.
Преподай же теперь архиерейское благословение народу православному, молившемуся о даровании тебе даров Духа Святого и ниспослании непорочного архиерейства. Аминь».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву у мощей святителя Филарета, после чего обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы вспоминаем сегодня выдающегося иерарха Русской Церкви святителя Филарета. Святитель относился к числу самых просвещенных людей своей эпохи. Он был энциклопедически образован, обладал множеством талантов, его авторитет признавался даже той прослойкой русской интеллигенции, которая уже тогда нередко очень критически относилась к Церкви. Святитель состоял в переписке с Александром Сергеевичем Пушкиным — в переписке стихотворной, отвечая на стихи Пушкина стихами не менее талантливыми. Все это, конечно, внушало уважение, в том числе и со стороны людей светски просвещенных, многие из которых уже охладевали в вере, находясь под значительным влиянием безбожных идей, начавших проникать и в нашу страну.
А святитель Филарет был действительно авторитетом для всех. О нем рассказывают такую историю. Дело было на балу (тогда балы при дворе были важным государственным событием, и владыка их посещал). Митрополит сидел на скамеечке у стены, наблюдая, как люди веселятся, и вот один известный молодой аристократ, считавший себя, конечно, весьма просвещенным, подходит к нему и говорит: «Владыка, но Вы же такой образованный, Вы же один из самых, а, может быть, самый образованный человек в России! Ну, как Вы можете поверить в то, что кит проглотил Иону?!» Святитель Филарет на него посмотрел и говорит: «Молодой человек! Если бы в Библии было сказано, что Иона проглотил кита, я бы и в это поверил». И молодой человек ушел, ошеломленный таким ответом.
А ведь в этом ответе была вся правда Божия. Нет ничего значительнее веры. Именно вера открывает горизонты знания, недоступные тем, кто веры не имеет. Мы знаем, что живем в трехмерном пространстве, и так привыкли к этому, что многие и не помышляют ни о каком другом измерении. А ведь есть еще иное измерение — духовное, но человек, который знает только три измерения и живет в них, неспособен увидеть реальность, существующую в ином измерении.
Вот о чем сказал святитель Филарет молодому аристократу. Потому что сила Божия превышает всякую человеческую мудрость. Ничего безумного, нелогичного не существует в Божием Промысле, но ответ святителя был, конечно, гротескный. Это был некий вызов молодому человеку, который наверняка на всю жизнь запомнил слова митрополита.
Великий московский святитель жил в очень непростую эпоху, когда зарождались такие явления, как скептицизм, атеизм, отрицание Бога, стремление построить путем социальных преобразований благополучную, счастливую, райскую жизнь на земле. И мы знаем, к чему привели все эти идеи, которые в то время, о котором мы сейчас говорим, были в зародыше, а потом расцвели полным цветом. Привели к страшным социальным потрясениям, когда брат пошел на брата, и сколько крови пролилось, только чтобы построить это счастье на земле! Оказалось, что все это мираж, что невозможно сделать то, о чем мечтали, невозможно построить общество абсолютной справедливости, абсолютной удовлетворенности людей и в духовном, и в материальном. Но сколько же погибло людей, стремившихся реализовать этот мираж!
Конечно, святитель Филарет уже в первой четверти XIX века все это прозревал. Он хорошо понимал главные опасности, которые вызревали в российском обществе, и, несомненно, своим примером, своей эрудицией, своим колоссальным авторитетом в определенной степени затормозил нигилистическое развитие общественного сознания, которое, в конце концов, восторжествовало и привело к известным общественным и национальным катастрофам, разразившимся уже в веке XX.
Святитель Филарет, великий мыслитель и богослов, замечательно соединил в себе самом образованность, культуру и святость. И когда некоторым со стороны представляется, что в Церкви «люди так себе, с точки зрения образования и культуры», — то ведь это ошибочный взгляд! И сегодня, как и в прошлом, среди нас, православных верующих, много выдающихся людей — только скромных, не выпячивающих себя. Так же как много простых тружеников, которые имеют крепкую веру и передают ее и детям, и внукам, совершая великое дело продолжения православной духовной традиции в нашем народе.
Память о святителе Филарете должна всех нас вдохновлять. Его дела не прошли даром, его слова не умерли — на них воспитывались поколения русского духовенства, да и русской интеллигенции. Сегодня может быть, это не так, но Церковь, преломляя мудрость святителя через призму современности, обязана актуализировать евангельское послание, слово Божие так, чтобы оно стало не просто понятным, но чтобы оно вдохновляло людей на устроение своей жизни, а, может быть, и на устроение общенародной жизни.
Будем молиться святителю Филарету, чтобы он не оставил своим предстательством пред Господом землю Русскую, нашу российскую интеллигенцию, людей критически мыслящих. Чтобы его пример помог многим из них внимательно посмотреть на русскую историю, на русскую культуру и, может быть, под иным углом посмотреть и на Русскую Православную Церковь. Молитвами святителя Филарета да хранит Господь землю Русскую, град наш Москву и особенно всех тех, кто с молитвой прославляет сегодня его святое имя. Аминь».
Затем Святейший Владыка вручил церковные награды.
Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 65-летием со дня рождения председатель Совета Фонда возрождения Старицкого Успенского монастыря В.Б. Христенко был награжден орденом преподобного Серафима Саровского I степени.
Во внимание к поддержке церковно-общественных инициатив и в связи с 60-летием со дня рождения заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н. Горбенко был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского II степени.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского II степени.