В Великую Среду архиепископ Егорьевский Матфей сослужил Святейшему Патриарху Кириллу за Литургией Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

12 апреля 2023 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря;  архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; клирики Храма Христа Спасителя, московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). Песнопение «Да исправится молитва моя» исполнило трио молодежного хора православных добровольцев под управлением Анны Голик.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов Московской епархии, патриарших подворий, ставропигиальных приходов и монастырей, синодальных отделов и Московских духовных школ к празднику Святой Пасхи удостоены следующих богослужебно-иерархических наград:

права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Иже херувимы…»

  • протоиерей Димитрий Бабьев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косине;
  • игумен Лаврентий (Балаев), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • архимандрит Александр (Белашов), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • протоиерей Василий Василевский, настоятель храма равноапостольной Марии Магдалины, Патриаршего подворья в Южном Бутове;
  • протоиерей Павел Великанов, и.о. настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне;
  • архимандрит Антоний (Гаврилов), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • протоиерей Андрей Галухин, настоятель храма преподобного Андрея Рублева в Раменках;
  • протоиерей Олег Давыденков, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе;
  • протоиерей Борис Давыдов, настоятель храма благоверных князей Бориса и Глеба, Патриаршего подворья на Арбатской площади;
  • протоиерей Николай Емельянов, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе;
  • протоиерей Николай Кондрашов, настоятель храма Архангела Михаила в Станиславле;
  • протоиерей Симеон Лев, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Бусинове;
  • протоиерей Борис Левшенко, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе;
  • протоиерей Сергий Маратканов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  • протоиерей Владимир Носков, клирик Деулинского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Филипп (Перцев), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • протоиерей Георгий Полозов, почетный настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине;
  • протоиерей Николай Скурат, клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке;
  • протоиерей Александр Трепыхалин, настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси, храма Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье;
  • протоиерей Валентин Уляхин, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе;
  • протоиерей Сергий Цебрук, настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры при Центральной районной больнице г. Сергиева Посада;
  • игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря;
  • протоиерей Андрей Шумилов, настоятель храмов Архистратига Михаила при клиниках на Девичьем поле;

права ношения палицы

  • иеромонах Косма (Афанасьев), насельник Донского ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Димитрий Бабурин, настоятель храма Царственных страстотерпцев, Патриаршего подворья в Ясеневе;
  • иерей Андрей Бессарабов, клирик храма Покрова Божией Матери, Патриаршего подворья в Орехове-Борисове Южном;
  • протоиерей Димитрий Бондаренко, клирик храма Казанской иконы Божией Матери, Патриаршего подворья в Теплом стане;
  • иеромонах Зиновий (Бубякин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иерей Алексий Буров, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове;
  • иерей Валерий Васильев, клирик храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Кокошкине;
  • иерей Илия Воронцов, клирик храма Святого Духа в Первомайском;
  • иеромонах Павел (Гелястанов), благочинный Новоспасского ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Роман Граничников, и.о. настоятеля храма преподобной Евфросинии Полоцкой, Патриаршего подворья в Кунцеве;
  • иерей Сергий Елисеев, настоятель храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле;
  • иерей Михаил Желтов, настоятель храма Рождества Христова в Митине;
  • иерей Виктор Зайцев, и.о. настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Бибиреве;
  • протоиерей Максим Запальский, настоятель храма бессребреников Космы и Дамиана в Северном Тушине;
  • иеромонах Аристарх (Казадаев), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Феофилакт (Кириллов), настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры при Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих;
  • протоиерей Сергий Кодинцев, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршего подворья в Новокосине;
  • иерей Вадим Королев, настоятель храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Марьине;
  • протоиерей Михаил Котик, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Говорове;
  • иерей Тихон Кречетов, клирик ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия;
  • протоиерей Алексий Кузнецов, клирик храма преподобного Сергия Радонежского, Патриаршего подворья в Рогожской Слободе;
  • иерей Евгений Лебедев, настоятель храма священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, Патриаршего подворья в Зюзине;
  • иерей Николай Левкин, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве;
  • иеромонах Дионисий (Локтаев), клирик Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря;
  • иерей Алексий Марочкин, клирик Гефсиманского Черниговского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Зосима (Мельник), насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Павел (Мялюк), насельник Донского ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Виталий Никишин, настоятель храма святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, Патриаршего подворья в Северном Бутове;
  • иерей Кирилл Ошаров, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в с. Никольском Московской области;
  • иеромонах Серафим (Пережогин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иерей Александр Подписнов, настоятель храма священномученика Илариона, архиепископа Верейского, Патриаршего подворья в Черемушках;
  • иерей Кирилл Прохоров, клирик храма апостола Андрея Первозванного в Люблине;
  • иеромонах Елеазар (Самсонов), казначей Донского ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Артемий Сахаров, клирик Алексеевского ставропигиального женского монастыря;
  • иерей Димитрий Соколов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья на Люберецких полях;
  • иерей Максим Соловьев, настоятель храма Вознесения Господня в Сатино-Русском;
  • иерей Александр Сон, клирик Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Николай Спижавка, клирик храма великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове;
  • иерей Илия Степанов, клирик Зачатьевского ставропигиального женского монастыря;
  • протоиерей Анатолий Стрельников, клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове;
  • иерей Андрей Строгов, клирик храма святителя Димитрия Ростовского в Очакове;
  • иерей Александр Сухарев, клирик Новодевичьего ставропигиального женского монастыря;
  • иерей Сергий Тарасенко, настоятель храма Курской-Коренной иконы Божией Матери, Патриаршего подворья в Вязовке;
  • протоиерей Александр Тихонов, настоятель храма пророка Божия Илии на Воронцовом поле;
  • иерей Михаил Уйбоайд, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери, Патриаршего подворья в Алексеевском;
  • иерей Роман Хан, клирик храма иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», Патриаршего подворья в станице Приазовской Краснодарского края;
  • протоиерей Алексий Харин, клирик Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря;
  • иерей Георгий Хозяшев, клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове;
  • иеромонах Роман (Шахадынец), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иерей Антоний Шелепов, клирик Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря;
  • иеромонах Игнатий (Шестаков), насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Павел (Щербачев), насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Тихон (Яковлев), насельник Высоцкого ставропигиального мужского монастыря.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес иерей Андрей Якубов, клирик храма пророка Божия Илии на Новгородском подворье.

В завершение богослужения Великой среды Святейший Владыка в последний раз в этом году прочитал великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Великую Среду мы вспоминаем трагическое событие — предательство Иуды. Но решению Иуды предать Христа предшествовало удивительное жертвенное Ему приношение от простой женщины, которая возлила на главу Спасителя драгоценнейшее миро, и, как сказал Сам Господь, приготовила Его к погребению (см. Мф. 26:6-16).

Чтобы представить себе, о чем идет речь, нужно в первую очередь осознать, что миро — это действительно огромная ценность. Именно миром помазывались на царство цари. Миро было символом Божественного присутствия в жизни людей. Миро было веществом, через которое благословение Божие простиралось на человека. Наверное, из всех предметов, которые были доступны тогдашним людям, не было ничего более священного, а значит, и более дорогого, чем святое миро.

И вот женщина, приобретя драгоценнейшее миро, возлила его на главу Господа и Спасителя, и было смущение среди апостолов — все же понимали, что происходит нечто необычное. А Иуда, который был сребролюбцем, даже дерзнул сказать: «Зачем такая трата?» Потом, видимо, опомнился и решил смягчить свое дерзкое слово: мол, можно же было миро продать и на вырученные деньги совершить дела милосердия, раздать эти деньги нищим. Но евангелист говорит: совсем не о нищих думал Иуда, потому что он был вор, а для вора было безумием то, что совершила эта женщина (см. Ин. 12:4-6).

Сегодняшнее евангельское чтение — о безграничном милосердии и безграничной доброте, той самой, которая может быть не понята окружающими людьми и может вызвать не только зависть, но и критику. Действительно, ведь и в наше время бывает так, что люди, особенно нецерковные, которые тратят очень мало средств на добрые дела, с недоумением говорят о каком-нибудь состоятельном человеке, который построил храм, или монастырь, или еще что-то сделал: «Ну, зачем это? Что, у верующих храмов нет? Есть же храмы! Взял бы эти деньги и использовал, если хочет, на доброе дело…»

Осуждение тех, кто совершает добро, превышающее всякое разумение осуждающего, имеет место и в нашей жизни. Может, не так радикально, как в евангельском повествовании, но разве и мы не осуждаем иногда наших родных, близких, соседей, знакомых за расходование их собственных средств — с нашей точки зрения неправильное?

Сегодняшнее евангельское чтение осуждает всякого, кто осуждает дела милосердия. И потому для нас, верующих людей, женщина, которая отдала свое имение, чтобы помазать Спасителя, приуготовляя Его к погребению, являет пример милосердия. От нас никто не требует, чтобы мы, как она, отдали все свое имение ради милосердного деяния. От нас не требуется таких огромных жертв. Но от нас всенепременно требуется совершать дела милосердия, и особенно Церковь призывает нас к этому в течение Великого поста.

Великий пост прошел, и сейчас каждый может спросить себя: «Да, я посещал храм, даже причащался Святых Христовых Таин, но какие дела милосердия я совершил?» И если найдется что ответить себе самому: «вроде как совершил», то ведь и такой ответ послужит утешением и, самое главное, даст надежду на милость Божию, которая в ответ на наше незначительное доброе деяние может даровать нам прощение грехов. Поэтому мы должны очень крепко связать в своем сознании милосердие и прощение грехов.

Конечно, хорошо, если мы ходим в храм и каемся в грехах, ведь для некоторых и это — неподъемное дело. Но если мы, помимо покаяния, совершаем еще и дела милосердия, то, несомненно, получаем в ответ и прощение грехов, и встречную милость от Господа. И давайте запомним сегодняшнее евангельское чтение и слова, которые вы сейчас услышали: прощение наших грехов есть результат нашего покаяния и милосердия. Невозможно каяться и не совершать добрые дела! Невозможно ходить в храм и не совершать добрые дела! Невозможно! Потому что одно перечеркивает другое — наша с вами молитва и посещение храма перечеркиваются окамененным нечувствием, неспособностью и неготовностью к совершению добрых дел.

Наученные пронзительным евангельским событием, которое стало вызовом даже для тех, кто окружал Спасителя, и, несомненно, при глубоком размышлении может явиться духовным вызовом и для нас, мы должны ответить осознанием необходимости совершать добрые дела ради нашего спасения. И это касается всех — архиереев, священников, диаконов, верующих. Все должны совершать добрые дела! А ведь иногда бывает так, что с амвона говорим о необходимости добрых дел, а сами не спешим их творить, ссылаясь на занятость, на невозможность обращать на все внимание. На все что угодно можно не обращать внимание, кроме как на совершение добрых дел, потому что без добрых дел вера мертва есть (см. Иак. 2:26).

Всему этому мы научены сегодняшним евангельским чтением, и да поможет нам Господь — может быть, даже сегодня — взять на себя обязательство в меру сил своих совершать добрые дела, чтобы вера была споспешествуема делами, и верой, споспешествуемой делами, мы спасемся.

Всех вас, мои дорогие, еще раз сердечно приветствую и поздравляю с окончанием Святой Четыредесятницы и желаю каждому из нас в мире душевном, в спокойствии, в радости встретить грядущие дни Страстной седмицы и Светлое Христово Воскресение. Аминь».

Затем состоялась краткая беседа Его Святейшества с награжденными клириками. «Дорогие отцы, всех вас благодарю за ваши труды. Награды сегодняшние — это выражение моей благодарности всем вам. Еще и еще раз прошу вас: трудитесь, не жалея живота своего. И помните, что чем больше мы Господу отдаем, тем больше получаем; меньше отдаем — меньше получаем. Вот так живя — усердно отдавая, и Господу угодим, и какое-то человеческое счастье стяжаем. Помогай вам Господь!» — сказал Святейший Владыка.

От лица награжденных к Предстоятелю Русской Церкви со словами благодарности обратился наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря, заведующий аспирантурой Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов).

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси