В общецерковную базу проектов передан проект храма святого праведного Симеона Верхотурского в Марьине

В общецерковную базу проектов передан проект храмового комплекса, разработанный для Патриаршего подворья храма святого праведного Симеона Верхотурского в Марьине (г. Москва, Новочеркасский бульвар, вл. 6-8).

Главный архитектор: Борисов С.В., член Союза архитекторов Москвы, доцент кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ.

Храм на 500 человек и приходской дом спроектированы в едином объеме.

Архитектурные решения

Объемно-планировочная композиция храма образована двумя блоками, различными по функциональному наполнению, но составляющими единое здание: это основной пятикупольный храм и приходской дом, развернутый относительно основного храма под углом 45º и образующий уютный двор перед южным фасадом здания.

Живописность асимметричного композиционного решения подчеркивает колокольня, расположенная в юго-западной части постройки. Дополнительную динамику объемно-пространственного решения придает открытая лестница, ведущая от главной паперти на второй этаж приходского дома.

Образно-художественное решение храма основано на современном осмыслении архитектуры «нарышкинского», или московского барокко, характерного для рубежа XVII‒XVIII веков. Указанное архитектурное направление связано со временем прославления в лике святых праведного Симеона Верхотурского.

В объемно-пространственном решении храма доминирует ярусное завершение главного четверика, контрастирующее с горизонталями карнизов скатных крыш, уравновешивающееся колокольней, встроенной в приходской дом, что создает определенную «остроту» образа. Значимым структурным элементом храма является центральная паперть, находящаяся на единой планировочной оси с четвериком и решенная в виде двухсветного объема, завершенного восьмериком с главкой.

Декоративные элементы, набор которых ограничен наличниками над окнами и рядами поребрика, вместе с традиционными для древнерусской архитектуры кладочными кирпичными элементами создают приближенный к человеческому восприятию уровень масштабности.

В образно-художественном решении храма существенную роль играет колористическое решение, построенное на контрасте краснокирпичных плоскостей стен и белых оштукатуренных деталей. Дополнительными цветовыми акцентами являются мозаичные иконы, расположенные на значимых в смысловом отношении участках стен.

Основной четверик перекрыт четырьмя перекрещивающимися арками, поддерживающими ячейки сводов вместе с крестчатым основанием восьмерика с центральной световой главой и четырьмя малыми главами. Притвору и апсидам отвечает пониженная система сводов, создавая динамику пространственного решения интерьера.

Главная паперть является основным коммуникационным узлом с проходами в храм, приходской дом и на междуэтажную лестницу, ведущую на второй этаж и в подвал, где размещен придел с апсидой и отдельным уличным входом, зал и вспомогательные помещения.

Характерной особенностью подвальной храмовой части является кенотаф (символическая крипта) праведного Симеона Верхотурского, связанная самостоятельной технической лестницей с основным уровнем главного четверика и с нижним храмом. Над притвором расположены хоры, открывающиеся в основной объем храма, освещенного четырьмя уровнями окон: в отметках первого этажа, под сводами, в восьмерике и центральной главе.

Приходская часть на уровне первого этажа включает в себя трапезную с кухней и просфорней, церковную лавку, ряд вспомогательных помещений. Проход на колокольню, находящуюся уровнем выше, открывается со второго этажа. Вход в храм для маломобильных групп населения — при помощи подъемника, размещенного на ступенях главного входа, доступ в подвальный этаж — на подъемнике-лифте. В здании предусмотрены междуэтажные лестницы и эвакуационные выходы, отвечающие действующим нормативам.

Основные планировочные (осевые) габариты здания: главный четверик 16,2 м × 16,2 м, притвор и крытая паперть 16,2 м × 8,4 м. Приходской дом (по наибольшим габаритам) 15,4 м × 18,5 м. Высотные габариты: храм — отм. до основания креста — 30,2 м, колокольня — 19,56 м. Параметры здания соответствуют требованиям исходно-разрешительной документации.

В наружной отделке применена облицовка плитами естественного камня для цоколя, облицовка стен декоративным кирпичом и декоративная паропроницаемая штукатурка на известково-цементной основе с побелкой для стен. В кровельном покрытии проектом предусмотрены объемные ромбы из листовой меди, патинированной для основных кровель и позолоченной для куполов. Столярные изделия окон с двойным или тройным остеклением и дверей выполняются из натурального дерева светлых тонов. Ступени, пандус и входные площадки облицовываются плитами гранита. Внутренняя отделка помещений — оштукатуривание и побелка вертикальных конструкций, потолков и сводов, натуральный камень и керамическая плитка для полов. В дальнейшем возможна фресковая роспись основного храмового объема и крытой паперти. Иконостас предполагается деревянный, трех- или четырехъярусный.

Пресс-служба ФХУ