13 июня 2024 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Алексия (Смирнова), клирика Ставропольской епархии, во епископа Бакинского и Азербайджанского.
У врат храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, настоятель храма «Большое Вознесение»; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; учащиеся воскресной школы.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Будапештский и Венгерский Иларион, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам; епископ Краснослободский и Темниковский Климент; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, настоятель храма «Большое Вознесение»; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; протоиерей Дионисий Свечников, секретарь Бакинского епархиального управления, настоятель кафедрального собора Жен-мироносиц г. Баку; протоиерей Кирилл Сладков, председатель отдела по делам молодежи Московской (городской) епархии, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Покровском г. Москвы; клирики Бакинской епархии и духовенство г. Москвы.
На Патриаршее богослужение была приглашена молодежь православных молодежных объединений столицы.
Богослужебные песнопения исполнили хор храма «Большое Вознесение» (регент — Е.Н. Тарасова) и Молодежный добровольческий хор Западного и Северо-Восточного викариатств г. Москвы (регент — В.А. Волкова).
На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Иоанна Яшина, сверхштатного клирика храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Владислав Цыпин, клирик храма «Большое Вознесение».
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Бакинского и Азербайджанского Алексия на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Алексий!
Впервые ты слышишь к себе такое торжественное обращение, и я сердечно приветствую тебя как нашего собрата-архипастыря и поздравляю со совершимся в твоей жизни важным событием — епископской хиротонией. Вознесшийся во славе щедрый Податель всех благ привлек тебя ныне под своды сего дивного храма, дабы ты приобщился обильных даров Духа Святого и стал преемником апостолов Христовых, неповрежденно сохранивших и передавших Церкви драгоценное сокровище Евангельской истины.
Призвание епископа столь тяжело и ответственно, что требуется укрепляющая сила свыше, чтобы исполнять сие великое служение Духа, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением (Деян. 28:31). А для того чтобы так служить, требуется особенное присутствие Божественного Духа в человеке, в его уме, его сердце, его воле. Дух должен присутствовать в каждом, кто дерзает от имени Церкви учить других людей.
Места, куда ты направляешься, хранят память о пламенном и полном решимости святом апостоле Варфоломее, который был самовидцем и служителем Слова (Лк. 1:2). Здесь он основал первую общину христиан, здесь принял и свою мученическую кончину, посеяв семена православной веры на благословенной земле Закавказья. Совершая молебны у Девичьей башни в Баку, где, по древнему преданию, произошло это событие, помни о том, что ныне ты наследуешь трудам апостола Варфоломея и являешься его прямым преемником.
Будь достойным продолжателем и всех архипастырей, которые служили на этой кафедре, в том числе почившего архиепископа Александра, попечением которого была учреждена в свое время Бакинская епархия и который немало сделал для развития в ней полнокровной церковной жизни. Многое из того, что ты увидишь там, несет отпечаток его деятельных трудов, молитв и архипастырских усилий. Одной из твоих важнейших задач является духовная поддержка русского населения, проживающего в Азербайджане, укрепление их в вере и православной традиции. Пусть доброй и надежной опорой тебе в этом будет клир епархии, прекрасно знающий реалии жизни в стране. Но и сам стремись получше познакомиться с местной культурой, непременно изучай язык и обычаи, ибо это всегда высоко ценится людьми и делает их более восприимчивыми, а от сердца к сердцу — воистину кратчайший путь, как гласит восточная мудрость.
Азербайджан — современное светское государство, но с древними мусульманскими устоями и традициями, и это налагает на тебя сугубую ответственность. Как человеку образованному и всю жизнь проведшему на Кавказе тебе должны быть хорошо известны особенности исламской культуры. С учетом этой специфики тебе надлежит системно выстраивать диалог с религиозными общинами страны.
Заботясь об этом, не пренебрегай мнением и советом досточтимого шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде, который является не просто духовным лидером Азербайджана, обладающим высоким авторитетом в стране, но и давним другом Русской Православной Церкви. Из многолетнего личного опыта общения с ним хотел бы засвидетельствовать, что это человек необычайного душевного благородства и большой мудрости, который внес огромный вклад в созидание и укрепление по-настоящему добрых, конструктивных и доверительных отношений между Русской Православной Церковью и светским руководством Азербайджана.
Ты вступаешь на тернистый путь архиерейства, имея за плечами значительный жизненный, пастырский и административный опыт, не понаслышке зная, что такое церковное послушание, напряженная работа и ревность о деле Христовом. За минувшие годы ты немало потрудился на ниве духовного просвещения — заботься же и впредь об утверждении пасомых в истинах веры, дабы, по призыву апостола Павла, поступали они во всем достойно Бога, принося плод во всяком деле благом (Кол. 1:10). Для этого развивай многообразную социальную работу, под которой мы подразумеваем христианское доброделание, направленное не только к отдельной личности, но и вообще ко всем, кто соприкасается с Церковью, привлекая людей, и особенно молодежь, к активному участию в благотворительных добровольческих делах, чтобы через сей жертвенный труд любви прославлялось великолепое имя нашего Создателя и Спасителя. По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35), а любовь предполагает добродетель, поэтому без добрых дел никто не узнает, что вы ученики Спасителя.
Сознавая ответственность возложенного на тебя Церковью архиерейского служения и внимая себе и стаду, в котором поставлен ты ныне блюстителем (Деян. 20:28), т.е. епископом, более всего остерегайся самомнения и гордости, высокомерия и властолюбия, способных отвратить милость Вседержителя. Послушай Бога в заповедях — тогда и Он услышит тебя в молитвах. Старайся, по мудрому слову святителя Кавказского Игнатия (Брянчанинова), быть прежде всего епископом своего сердца, т.е. блюстителем, наблюдающим за собственным внутренним душевным состоянием, принося в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом. Эти замечательные слова произнес святитель Игнатий при наречении во епископа 18 октября 1857 года, и до сих пор эти слова могут и должны быть руководством для каждого из архиереев.
Отзвучат песнопения сей Божественной литургии, умолкнут торжественные приветствия и возгласы, рассеется дым и благоухание фимиама — но ты навсегда запомни эти священные минуты, сохрани в душе благоговейный трепет, твердо запечатлей в своем уме отеческое напутствие Патриарха, которое произносится не просто по традиции, а с тем чтобы новопосвященному архиерею еще и еще раз запечатлеть те истины, руководствуясь которыми он только и может быть достойным блюстителем стада, ему врученного.
Итак, мужественно проходя многотрудное архипастырское поприще, внемли призыву святого Ерма, мужа апостольского: поведай всякому человеку величие Божие — и будешь иметь благодать («Пастырь»). Обращая к тебе сие наставление, предаю в руки твои жезл сей как символ апостольского преемства и дарованной тебе епископской власти, а власть епископа — это власть любви. Благословив народ, предстоящий в этом святом храме и молившийся о тебе во время твоей хиротонии, гряди же с миром и упованием на помощь Спасителя на новое служение Церкви Христовой, словом и делом свидетельствуя о Том, что именно Господь есть и Путь, и Истина, и Жизнь (см. Ин. 14:6). Аминь».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
Затем было совершено славление празднику.
Протопресвитер Владимир Диваков, приветствуя Святейшего Владыку по окончании богослужения, сообщил, что в этом году отмечается 25-летие освящение возрожденного храма (был освящен архиерейским чином в 1999 году), и преподнес Его Святейшеству букет белых роз и икону Иоанна Предтечи, в честь которого освящен один из приделов храма.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Владимир! Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно вас приветствую и поздравляю с престольным праздником сего святого храма — с двунадесятым праздником Вознесения Господа и Спасителя нашего. Этот праздник стоит как бы на рубеже двух миров, двух реальностей — земной жизни Спасителя и Его жизни за пределами земли. А сам момент вознесения? Ведь Господь мог перейти в иной мир без этой демонстрации, но Он показывал людям, куда уходит. Он не исчезает, не растворяется — он с плотью возносится на небо. И сейчас люди, молясь, поднимают голову к небу — небо всегда было символом Божественной власти, Божественной силы, Божественного присутствия. И Господь возносится, тем самым показывая, что Он не исчезает, но переходит в иной мир, недоступный для людей, опирающихся на свои чувства, на свой разум, на свою волю, на свои ограниченные возможности.
И тут же появляется некто и говорит апостолам: «Мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо?» (см. Деян. 1:11). Странный вопрос. Спаситель, умерший и воскресший, возносится на небо — как же на это не смотреть с удивлением или, может быть, с восторгом, со страхом? А некто — а был это, конечно, Божий посланник, говорит совершенно обыденно: «Сей Иисус, который сейчас возносится от вас на небо, придет вновь».
Слова эти так запали апостолам в душу, что, наверное, когда они спускались с горы Елеонской, каждый только и думал, когда же Господь придет. И это скорое ожидание пришествия Спасителя было доминирующей силой, которая организовывала общину и укрепляла веру апостолов и всех первых христиан. Все думали: ей, гряди Господи Иисусе! (Откр. 22:20) Марана-фа! (1 Кор. 16:22) А Господь не являлся — и не является.
Теперь, может быть, следует задать вопрос: а почему? Явился бы сейчас Господь — так ведь многие бы поверили, хотя были бы и те, кто ни во что не поверил. Господь дает время от Его первого до второго пришествия, когда Он действительно явится судить живым и мертвым, — время всему миру и каждому человеку для приуготовления себя к встрече со Спасителем. А для того чтобы встретиться с Ним, нужно быть там, где Он. А чтобы быть там, где Он, нужно побороть в себе грех, нужно принести покаяние, нужно совершать добрые дела, т.е. жить так, как Господь заповедал. Именно так и старались жить первые христиане, надеясь, что вот-вот сейчас Господь и придет. И сколько же чудес они творили, какая же была духовная жизнь, насколько крепка была вера, которая, собственно, и не была верой, а отождествлялась с самим знанием — вера была только в скорое пришествие Спасителя!
Но прошли годы, десятилетия, и те, кто еще продолжал верить в скорое пришествие Спасителя, даже стали в каком-то смысле осуждаться Церковью, которая осознала, что пришествие Спасителя не нужно связывать с каким-то историческим периодом и особенно с присутствием некой светской власти. О сроке пришествия Спасителя никто не знает (см. Мф. 24:36), и время дается всем — и народам, и странам, и людям, — для того чтобы реально подготовиться к встрече с Господом, которая для каждого из нас произойдет очень скоро. Ведь человеческая жизнь скоротечна. Заканчивая эту жизнь, мы и встретимся с тем миром, где Господь, — это и будет для нас лично Его Второе пришествие. А поскольку Второе пришествие связывается в учении Церкви, в сознании людей со Страшным Божиим судом, то и предстояние пред Богом после смерти будет для каждого из нас лично Страшным судом. И мы должны быть готовы к этой встрече — не когда-то в неведомом будущем, а через десять, двадцать, тридцать, пятьдесят лет — это все мгновение перед историей и вечностью. Мы должны быть духовно, нравственно предуготовлены к этой встрече.
Вот Господь и дает нам через Церковь все возможности готовить себя к встрече с Ним. Он дает нам возможность раскаиваться в своих грехах, причем таким образом, что эти грехи как бы обнуляются. В светском правосудии человек должен непременно отбыть наказание, а потом еще и находиться какие-то годы под наблюдением, как бы чего не произошло… А Господь поступает иначе: Он наши грехи обнуляет, если только мы желаем, чтобы было так. Но это желание невозможно без веры в Него. Это желание невозможно реализовать без покаяния и причастия Святых Христовых Таин. Вот почему Церковь на протяжении двух тысяч лет призывает людей жить по ее правилам, потому что эти правила и есть те, что приуготовляют человека к встрече с Господом в жизни вечной.
Это послание Церкви, о котором я только что сказал, всегда воспринималось с трудом. И в античной древности, потому что еще сильны были языческие предрассудки, некая инерция языческого восприятия жизни. И последующие поколения нередко сковывались многими политическими, культурными, национальными и прочими предрассудками, которые нередко уводили людей от прямой дороги к Богу, от подлинного покаяния и приуготовления себя к встрече с Господом. А некоторые народы и страны круто разворачивались не просто от Бога, а против Него. Такой стала и наша в каком-то смысле несчастная страна, которая, несмотря на веру большинства, поддалась на искушения, на бред человеческий, на басни, что в пух и прах разлетелись уже в ХХ веке, том самом, когда они завоевали умы людей. И ничего от них практически не осталось, кроме некоторых политических мечтаний; а то, что Господь ждет нашего покаяния, то, что Он требует от нас сильной веры, — это Божий замысел, и он никуда не исчезает, он все время с нами.
И как замечательно, что Господь дал нам средство счищать с себя греховную накипь, освобождаться от тяготения греха! Но это можно сделать только в Церкви и через церковные таинства — исповеди и причащения Тела и Крови Христовой. Но, с другой стороны, мы же не можем, причащаясь Тела и Крови Христовой, искушать Спасителя! Покаялись, причастились, вышли за дверь храма — и всё. Всё по-прежнему, всё как всегда — и в семье ссоры, и с соседями конфликты, кому-то не доверяем, кого-то подозреваем, на кого-то озлоблены… Так же не может продолжаться вечно! Почему мы все время испытываем милосердие Божие? А Церковь призывает к такому покаянию, которое изменяло бы человеческую жизнь. Действительно, подлинное раскаяние в грехах, соединение через таинство Евхаристии с Телом и Кровью Спасителя и дает такую возможность изменения жизни — не только здесь, на земле, но и для приуготовления себя к жизни вечной.
Пусть все то, чему мы научены словом Божиим, все то, чему мы научены через дивное событие Вознесения Господа, укрепляет нашу веру, укрепляет наше осознание того, что уж если мы именуем себя христианами, то все мы должны жить по-христиански и не забывать о своем долге, выйдя за пределы храма. Этого я желаю самому себе и всем вам, мои дорогие, чтобы мы постоянно помнили о нашем христианском призвании и о скором пришествии Господа Спасителя, когда бы оно ни произошло, тем более для каждого из нас оно произойдет через не такой уж большой промежуток времени, ибо слишком долго современный человек не живет — семьдесят лет, аще в силах восемьдесят лет (см. Пс. 89:10), ну а там как Бог даст.
Пусть Господь помогает всем нам. Помогает приуготовлять себя к встрече со Спасителем. Помогает таким образом строить нашу жизнь и отношения с близкими и дальними, чтобы ничто не омрачало нашу душу и сердце и ничто не становилось гирями, которые мешали бы нам оторваться от земли и вознестись на небо к Господу и Спасителю нашему, Который прощает наши грехи, оставляет нашу неправду, якоже не бывшую, если мы искренне этого желаем и стремимся достичь через покаяние и добродетель. Аминь».
В благодарность за усердные труды на благо Церкви Святейший Владыка вручил протопресвитеру Владимиру Дивакову памятный наперсный крест.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси