27 сентября 2024 года, в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке.
У врат храма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла встречали: личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла, настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке епископ Раменский Алексий; руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.И. Сучков; учащиеся воскресной школы.
За Литургией Его Святейшеству сослужили: епископ Раменский Алексий; епископ Егорьевский Мефодий, и.о. председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Карасев, благочинный Андреевского округа, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках; иеромонах Митрофан (Матыцын), смотритель Патриаршей резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре; протоиерей Антоний Ершов, клирик Троицкого храма г. Раменское Московской области; иерей Илия Сычев, настоятель храма преподобного Моисея Мурина в Южном Бутове; иерей Сергий Вязьмин, клирик храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке; иерей Николай Алешин, и.o. настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в Конькове; столичное духовенство.
В храме присутствовали: председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; член Совета Федерации ФС РФ А.Г. Ярошук; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; первый заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин; руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.И. Сучков; первый заместитель руководителя аппарата мэра и Правительства Москвы, управляющий делами мэра и Правительства Москвы А.Э. Зель; заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы, начальник Управления по связям с религиозными организациями К.Л. Блаженов; заместитель генерального директора ГК «Ростех» И.Н. Завьялов; первый заместитель начальника Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» А.В. Гуц; первый вице-президент — финансовый директор, член Совета директоров ПАО «ГМК «Норильский никель»» С.Г. Малышев; ректор Московского финансово-юридического университета А.Г. Забелин; руководитель фонда «Тайницкий сад» А.Н. Иванников.
Богослужебные песнопения исполнили архиерейский хор храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке (регент — М.В. Нор).
Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Трансляция была выведена на большой экран, установленный на площади перед храмом.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Ершова, студента Московской духовной академии, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес иерей Николай Устинов, клирик храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке.
Святейший Патриарх, сослужившие Его Святейшеству иерархи и духовенство совершили славление и поклонились Кресту Господню.
По окончании Литургии епископ Раменский Алексий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону святых покровителей храма — преподобной Евфросинии Московской и благоверного князя Димитрия Донского.
Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святой Ефрем Сирин так говорит о кресте: «Крест освободил нас от рабства». А Иоанн Златоуст так: «Крест положил предел диавольскому беззаконию». Действительно, на Кресте была принесена Жертва — Самим Сыном Божиим и Сыном Человеческим — за все грехи мира. Это не значит, что на Кресте обнулились все наши грехи, но последствия этих грехов не стали непреодолимой силой, которая притягивала бы людей к совершению беззаконий. И эта свобода от диавольской тирании, как говорит Иоанн Златоуст, есть великое и, можно сказать, цивилизационное следствие пришествия в мир Спасителя и Его Крестной Жертвы.
Грех настолько вошел в человеческую жизнь, в природу человеческую, что бороться с грехом — и каждый может подтвердить мои слова — невероятно трудно. Как говорит апостол Павел, делаю то, чего не хочу, но это совершает гнездящийся во мне грех (см. Рим. 7:19-20). Человек осознает, что воровать плохо, но в какой-то момент наступает помрачение ума, желание во что бы то ни стало обогатиться, и забываются все заповеди, все законы. А потом, даже если наказания удалось избежать, как часто человек расплачивается угрызениями совести, особенно если последствия его дел очень навредили другим.
Другими словами, грех, совершаемый нами, никуда не уходит — он только может быть прощен Господом. А первородный грех, определивший греховную траекторию развития человеческой цивилизации, действительно уничтожен на кресте Самим Господом, и нет больше непреодолимой силы, которая бы влекла человека ко греху. Есть только одна сила — это наша свободная воля и наше произволение. А потому Церковь и предлагает каждому своему члену, да и всему миру, такое важное и такое целительное свойство избавления от греха, как покаяние. Когда человек приносит искреннее покаяние пред Богом, когда он, не жалея себя и не стесняясь никого, пред лицом Божиим исповедует свой грех, а затем и пред священником, пред крестом и Евангелием, то Господь прощает человеку этот грех. Но это не индульгенция, не прощение за деньги, которые богатый человек мог принести — это ответ на искреннее покаяние, когда кающийся не просто повторяет на исповеди слова «грешен» или «грешна», но осознанно, всеми своими чувствами становится врагом собственному греху. Он ненавидит этот грех, он стремится избавиться от него всеми силами, и тогда Господь идет навстречу, и мало-помалу человек от греха избавляется.
Другими словами, мы спасаемся не своими собственными силами, потому что никаких сил не хватит, чтобы войти в Царствие Божие, а мы спасаемся благодатью Божией. Благодатью вы спасены через веру, но сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9), говорит апостол. Не от дел, не от того, что мы принесли что-то в церковь, и даже не потому, что мы что-то доброе сделали, а благодатью Божией. А благодать Божия дается нам по нашей вере, по нашей молитве и по нашим добрым делам. Вот так и замыкается в единую цепь сила Божия, спасающая нас от греха, избавляющая нас от гнета, содействующая нашему спасению в этой жизни и жизни вечной, и наши собственные усилия.
Именно так и должна устраиваться христианская жизнь. Мы обретаем благодать Божию, которая нас спасает от греха через принятие Святых Христовых Таин, через нашу веру, через наше стремление совершать добрые дела. Благодать укрепляет нас и дает силы побороть грех. Но ни в коем случае нельзя забывать о своем покаянии и, выйдя из храма после исповеди, через некоторое время снова жить так, будто бы не было ни исповеди, ни покаяния, — все забыто, и на круги своя возвращаемся. Милосерд Господь, но ведь Он изгнал людей из рая и наказывает за грехи в личной или семейной жизни. Иногда даже и в трудах наказывает, когда не удается человеку что-то сделать — вроде и все возможности есть, а не получается. Тогда порыться надо в своей памяти и своей совести: может быть, есть нечто противное Богу, через что Господь закрывает тебе возможность сделать что-то доброе и правильное? Да, мы благодатью спасены, но сие не от нас, Божий дар, и этот Божий дар подается нам в ответ на нашу веру и наши добрые дела. Вот так и формируется Божественная истина, так она и реализуется в нашей жизни, когда, споспешествуемые верой, мы совершаем добрые дела. А без этих добрых дел, наверное, и род человеческий не мог бы существовать.
Добрые дела совершались даже тогда, когда люди были не очень-то верующими, когда и страна наша была безбожной, потому что в саму природу человека Господь вложил стремление к добродетели. Ну, а поскольку сегодня мы живем в условиях полной свободы для осуществления наших религиозных убеждений, как важно, чтобы мы не забывали, что вера без дел мертва (Иак. 2:20). И я радуюсь тому, как совершаются добрые дела на уровне приходов, монашеских общин и на уровне всей Церкви. Я читаю отчеты о том, что сегодня происходит во всей нашей Церкви, как много добрых дел совершается, и, может быть, этими добрыми делами укрепляется и безопасность нашей страны, и мир среди людей, и Господь посылает нам Свою благодать.
Сегодняшний день многому нас учит. Он учит нас любви Божией, явленной через спасительную силу креста Господня, и он призывает нас постоянно оставаться по правую сторону от креста, на светлой стороне истории, на светлой, радостной стороне нашей жизни, которая в первую очередь связана с тем, насколько мы живем верой и насколько мы эту веру подтверждаем своими добрыми делами. Поэтому добродетель не является чем-то второстепенным: «Вот я все сделал, дом построил, карьера удалась, а теперь и добрыми делами немножко займусь». Нужно помнить, что добрые дела — это приоритет, это самое главное. Никогда Господь на Страшном суде не скажет: «Ты министром был, губернатором или рабочим?» Он спросит: «А ты накормил голодного, посетил больного, протянул руку тому, кто в этом нуждался? Что доброго ты сделал в своей жизни?» Тогда будет очень тяжело оправдываться обстоятельствами, занятостью на работе, семейными проблемами или еще чем-то. Потому что эти оправдания не имеют смысла — смысл имеет только жизнь по вере и совершение добрых дел.
Вот если каждый поймет, что это сердцевина жизни, то и обретется надежда на спасение — не только в жизни будущего века, но и здесь и сейчас. Потому что добрые дела умножают добро в обществе и государстве. Они меняют к лучшему нашу личную, семейную и общественную жизнь. Добродетели, добрые дела — это кирпичики, из которых созидается благополучная и счастливая жизнь. Счастье и добродетель — это почти синонимы, и как бы хотелось, чтобы эти слова сегодня многие услышали и попытались претворить в жизнь! Потому что с претворением этих слов в жизнь будет и личное счастье, и общественное благополучие, и процветание Отечества нашего. Аминь».
На память о богослужении в дар приходу Святейший Патриарх Кирилл передал икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», владыке Алексию в благодарность за труды — памятную панагию. «Сердечно благодарю владыку настоятеля за труды, за все то, что ты, дорогой владыка, делаешь для своей паствы. Знаю, как много сил и внимания ты уделяешь приходу, знаю, как близки тебе этот храм и этот народ Божий. Продолжай и дальше трудиться во славу Божию и себе во спасение», — сказал Предстоятель.
Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи храму преподобной Евфросинии Московской в Котловке руководитель фонда «Тайницкий сад» А.Н. Иванников был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского III степени; первый заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин, первый заместитель руководителя аппарата мэра и Правительства Москвы, управляющий делами мэра и Правительства Москвы А.Э. Зель, А.А. Елисеев, генеральный директор предприятия «Дорожно-строительное управление № 9» С.М. Овсепян — Патриаршей памятной иконой.
В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал верующих: «Благословение Божие да пребывает со всеми, кто присутствует сегодня, с вашими родными и близкими, с вашими детьми и внуками, потому что благословение Божие — это та сила, через которую Господь соединяется с нами и в ответ на нашу веру, на нашу молитву и на наши добрые дела вспомоществует нам на нашем жизненном пути. Храни вас всех Господь!»
***
Первый камень в основание храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, был заложен в июле 2005 года. Строительные работы завершились в 2012 году.
31 августа 2016 года храму был придан статус Патриаршего подворья, а 2 июля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма.
Храмовый комплекс на Нахимовском проспекте состоит из здания церкви и отдельно стоящей колокольни. Белый однокупольный храм во владимиро-суздальском стиле возвышается почти на 40 метров, помещение может вместить около 600 прихожан.
Главный престол освящен в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, приставной престол — в честь благоверного князя Димитрия Донского. В крестильном храме престол освящен в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца.
У алтаря храма установлен крест в память о приснопамятных вождях и воинах, за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы Православия потрудившихся. Главной святыней храма является чтимая икона преподобной Евфросинии Московской с частицами ее благодатных мощей и пояса.
Возле храма разбит сквер Евфросинии Московской, за которым находятся Коробковский сад и пруд.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси