Ответственный за миссионерскую деятельность храма свт. Николая Мирликийского на Рогожском кладбище выступил с докладом на конференции в рамках Рождественских чтений

Ответственный за миссионерскую деятельность храма святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище Павел Герасимов выступил с докладом «Библейская хронология в трудах архиепископа Сергия (Спасского) на конференции «Наследие святых отцов в жизни Церкви и общества», прошедшей 19 мая 2021 года в рамках XXIХ Международных образовательных чтений
«Александр Невский: Запад и Восток: историческая память народа» в Храме Христа Спасителя.

Герасимов П.В. «Библейская хронология в трудах архиепископа Сергия (Спасского)»

Доклад в рамках XXIХ Международных образовательных чтений
«Александр Невский: Запад и Восток: историческая память народа»

Конференция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества»
19 мая 2021 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва

 

Архиепископ Сергий (Спасский) хорошо известен по своему труду «Полный месяцеслов Востока»[1]. Однако до сих пор биография знаменитого архипастыря не описана в деталях. Отсутствует и научный анализ его богословского наследия. Лишь краткие характеристики его как ученого встречаются в многочисленных статьях, авторы которых ссылаются на его самую знаменитую работу. Что уж говорить о других его произведениях.

В этом докладе  предпринята попытка тематического анализа богословских произведений великого русского агиолога. Тема выбрана не случайно. Свою научную деятельность будущий архипастырь начал с защиты магистерской диссертации по окончании Киевской духовной академии в 1853 году «Исследование библейской хронологии»[2]. Во многом первый опыт является не только пробой пера, но и показывает перспективу и масштаб будущей деятельности начинающего исследователя. И хотя дальнейшие труды ученый совершал на поле русской агиологии, тем не менее, этот первый опыт и сама область библейской хронологии не остались забытыми в его трудах.

Тема библейской хронологии встречается в следующих работах архиепископа Сергия (Спасского):

1. Исследование библейской хронологии, магистерская диссертация 1853 года, Киевская духовная академия;

2. Полный месяцеслов Востока, докторская диссертация, 1876 г., Московская духовная академия;

3. Святый и животворящий Крест Господень и православное учение о почитании святых икон и другие соприкосновенные с ним истины православной веры, 1886 – 1887 гг., Литовская епархия.

4. Беседы об основных истинах святой православной веры, 1888 г., Могилевская епархия.

Первой научной работой и главным произведением, посвященным рассматриваемой теме, является его магистерская диссертация «Исследование библейской хронологии». Она состоит из введения, двух частей («От Адама до призвания Авраама» и «От Авраама до Рождества Иисуса Христа») и хронологической таблицы. Во введении автор  очерчивает хронологические пределы исследования исключительно хронологией Ветхого Завета. Делает это он по той причине, что, во-первых, обсуждение длительности дней творения – весьма сложный и дискуссионный вопрос – никак не влияет на собственно хронологию библейских событий. А во-вторых, в силу краткости евангельской истории по сравнению с библейской, ее он рекомендует изучать в контексте истории Древней Церкви[3]. Автор положительно отвечает на сам вопрос возможности полной хронологии событий от сотворения мира. Только период от падения иудейского царства до Рождества Христова не может быть высчитан последовательно и определяется пророчествами о 70-летнем плене и о 70 седминах[4]. На основании самого характера летосчисления автор разделяет историю Ветхого Завета на два больших периода: от сотворения мира до призвания Авраама, и от призвания Авраама до Рождества Христова[5]. И затем последовательно выполняет намеченные цели, завершая все хронологической таблицей с итоговыми цифрами лет.

Магистерская работа Ивана Спасского интересна не столько хронологией библейских событий (сама хронологическая таблица не столь уж подробна по сравнению с его предшественниками и последователями), сколько научной методологией и проблемным подходом.

В «Исследовании» будущий архиепископ Сергий формулирует ряд научно-богословских проблем расчета хронологии библейских событий и дает свое видение способов их решения.

Первая заключается в наличии разночтений в еврейском и греческом текстах. Как следствие, возникает проблема выбора основного источника для хронологических расчетов. Ее он решает в пользу греческого текста, привлекая святоотеческую традицию толкования и результаты богословского анализа получающихся различных хронологий.

Вторая проблема связана с трудными для расчета местами Писания, где необходимо не просто складывать годы жизни, как, например, в периоде от сотворения Адама до потопа, но где в тексте нет ясной хронологии, и длительность периода приходится рассчитывать на основании различных соображений и сопоставлений.

Третья проблема, с которой приходится сталкиваться при расчетах, заключается в необходимости согласовывать между собою имеющиеся в Библии на первый взгляд противоречивые сведения: 50 или 55 лет царствовал Манассия (4Цар.21:1, 2Пар.33:1), 400 (Быт.15:13) или 430 лет пребывания евреев в Египте (Исх.12:40) и др.

Вот как формулируются эти проблемы в тексте «Исследования»[6]:

  • Какое летосчисление вернее, по 70, или по еврейскому?
  • О летах до рождения Мафусалом Ламеха
  • О летах до рождения Ламехом Ноя
  • О Каинане, сыне Арфаксада
  • На котором году Фарра родил Авраама
  • Способы к примирению 3 Цар.6:1 с кн. Суд.

При решении этих проблем студент Киевской академии Иван Спасский демонстрирует незаурядную эрудицию, начитанность и ум.

Во-первых, как видно из анализа приводимых им источников, он хорошо знает весь текст Ветхого Завета. Ясно, что он не просто прочитан, но содержится в памяти: автор «Исследования» свободно оперирует библейскими событиями как из Пятокнижия, так и из пророческих и неканонических книг Библии.

Во-вторых, автор знает текстологическую традицию и умеет сличать не только греческий, еврейский и самаритянский текст, но и знает отличия во французских, немецких, английских и латинских изданиях. Рассуждая о хронологии еврейского текста, он знает отличия в переводах Акилы, Феодотиона и Симмаха.

Иван Спасский начитан в современной ему научной литературе. Он приводит 48 авторов, писавших о хронологии: латинских Боэция, Уссерия, Петавия, Скалигера, французских и английских ученых и знаменитого греческого ученого Экономоса[7].

Автор «Исследования» отлично знает древние и святоотеческие толкования, имеющие непосредственное отношение к разрешению хронологических вопросов: Филон Александрийский, Димитрий Фалерейский, Иосиф Флавий, Юлий Африкан, Ориген, Климент Александрийский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Евсевий Кесарийский, Иероним Стридонский, Ефрем Сирин и другие[8].

В случае необходимости автор обращается к внебиблейским источникам из европейской литературы по истории Древнего мира.

В проведении математических расчетов  автор точен, обстоятелен, стремится сделать так, чтобы его мысль была максимально ясна для читателя, а математические расчеты основывались на библейском тексте и отражали порядок и взаимосвязь библейских событий.

В конце работы приводится хронологическая таблица основных событий от сотворения мира до Рождества Христова. К сожалению, не все приведенные в таблице даты имеют математическое обоснование в тексте работы.

В целом можно сделать следующий вывод. И методологически, и источниковедчески работа безупречна. Основной акцент в работе сделан не столько на изложении порядка библейских событий (представленных в хронологической таблице), сколько на разрешении узловых, трудных для понимания, проблемных мест в хронологии библейского повествования. Ссылки на первоисточники помогают проверить расчеты, проделанные автором, самостоятельно прийти к тем выводам, к которым пришел автор работы. Из отечественных работ по хронологии Ветхого Завета работа является лучшей в освещении проблемных и запутанных хронологических мест Ветхого Завета.

Основная работа в области изучения библейской хронологии была проделана в студенческие годы. Последующие пастырские обязанности направили ум ученого в область русской агиологии. В Полном месяцеслове Востока (1876 г.)[9], за который он получил степень доктора богословия, библейской хронологии уделено небольшое внимание. Агиолога интересовали совсем другие проблемы, и, как пишет одна из исследователей, «…Сергий и другие исследователи … ограничивали область своих наблюдений … юлианским числом и именем святого или названием праздника»[10]. Действительно, для ветхозаветных событий и святых обозначается только век, в который они жили: 6 век до Р.Х. (пророк Варух, 28 сент.), 800 лет до Р.Х. (пророк Иоиль, 19 окт.), 500 лет до Р.Х. (пророк Аггей, 16 дек.)[11]. И хотя в хронологической таблице Ивана Спасского были более точные цифры, однако даже для Авраама дается общая цифра 2000 лет до Р.Х. (9 октября), а для царя Давида (26 декабря) вообще не приводится датировки[12].

Тем не менее, встречаются и точные ветхозаветные даты: 4 сентября память пророка и боговидца Моисея, †1531 г. до Р.X., 25 декабря, Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в 5508 г. от С. М. в царство Кесаря Августа в Вифлееме иудейском[13]. Эти цифры в точности соответствуют хронологической таблице «Исследования» 1857 г.

К точным датировкам епископ Сергия (Спасский) вернулся во время служения на Могилевской кафедре в 1885 – 1892 гг. Для беседы с сектантами-штундистами он пишет произведение «Святый и животворящий Крест Господень и православное учение о почитании святых икон и другия соприкосновенныя с ним истины православной веры» (1889)[14]. Здесь Преосвященный Сергий излагает историю явлений Единого Бога ветхозаветным праведникам как хронологически точные исторические события: «За 1972 года до Р.Х. Господь явился под образом трех странников»; «Таковы явления Господа Гедеону (за 1300 лет до Р.Х.), родителям Сампсона (за 1150 л. До Р.Х.), описанные в книге Судей»; «За 530 лет до Р.Х. пророку Даниилу Ангел Господень явился в виде мужа»  и так далее[15]. Если первая цифра (1972 г. до Р.Х.) точно совпадает с датировкой явления у дуба Мамврийского согласно хронологической таблице «Исследования», то остальных дат (1300, 1150, 530 лет до Р.Х.) в таблице не имеется. Прямого их расчета нет и в самом тексте «Исследования». Вероятнее всего, Преосвященный Сергий вычислял их самостоятельно согласно давно сложившейся у него методике.

Наконец, в 1888 году Высокопреосвященный Сергий (Спасский) издал «Беседы об основных истинах святой православной веры». Здесь в беседах 8, 9 и 10 архиепископ Сергий раскрывает историю спасения через перечисление ветхозаветных событий[16]. Автор повторяет результаты расчетов, сделанных им в «Исследовании библейской хронологии»: «Еще во дни Моисея, за 3.500 лет до нашего времени…», «за полторы тысячи лет до P.X. уже в дни Моисея Бог открывал свою волю чрез пророка Валаама», «Еще в раю сказано было падшим прародителям нашим, что семя жены сотрет главу змия обольстителя; этим указывалось на то, что Избавитель рода человеческого родится от жены без мужа. Это было за 5500 лет до пришествия Спасителя»[17]. Здесь встречаются как точные даты (538, 486, 520 лет), так и обобщенные временные сроки: «за 1700 слишком лет до рождения Примирителя», «за 600 почти лет до Р.Х.»[18].

Однако самым интересным представляется Прибавление к беседам, содержащее разделы «Сотворение мира» и «Время существования рода человеческого»[19]. Если в «Исследовании» вопрос длительности шести дней творения не рассматривался, то здесь как раз имеются пространные рассуждения об этих сложных вопросах с привлечением современных на то время данных геологии, астрономии, биологии. В целом архиеп. Сергий приходит к выводу, что наиболее удачно согласовать рассказ Шестоднева с выводами ученых можно, если принять дни творения за длительные периоды. А для тех, кто считает дни творения днями в буквальном смысле слова, он цитирует проф. К.Ф. Кейля[20]: «пусть геологические доктрины стоят в противоречии с историей творения книги Бытия; они не поколеблют истинности Писания». Следует отметить, что летосчисление Библии от сотворения мира епископ Сергий (Спасский) определяет как 5500 лет в строго хронологическом смысле этого слова: «…время от сотворения мира до Рождества Христова с достоверностью определяется в 5500 лет. Можно сделать изменения в этом исчисления в периодах и после патриархальных, но не очень значительные».

С уверенностью можно говорить о том, что интерес к проблемам библейской хронологии – различные варианты счета годов у хронологов, разночтения в еврейской и греческой версиях библейского текста, проблемы согласования с научными данными – по-прежнему были в поле зрения русского агиолога. Архиепископ Сергий не переставал интересоваться хронологией, хорошо знал литературу по теме и имел ясно сформулированное и аргументированное собственное мнение по всем этим вопросам.

Заключение

Интерес архиепископа Сергия (Спасского) к теме библейской хронологии выразился в четырех написанных им произведениях: «Исследование библейской хронологии», «Полный месяцеслов Востока», «Рассуждение о православном почитании икон» и «Беседы об основных истинах православной веры». Наиболее яркими представляются две работы: «Исследование библейской хронологии» и «Беседы об основных истинах православной веры». В первой он показал владение проблематикой вопроса и методологией расчета библейских дат, в последней виден его неослабевающий интерес к теме хронологии на протяжении 30 лет (1857 – 1888 гг.).

Профессор Н.Н. Глубоковский в работе «Хронология Ветхого и Нового Завета» писал об «Исследовании библейской хронологии» Ивана Спасского: «… несомненный и неисправимый недостаток этого труда тот, что он совершенно устарел и ныне недоступен обновлению»[21]. Автор Библиологического словаря протоиерей Александр Мень не столь категоричен: «Ввиду многочисленных археологических открытий, сделанных после выхода его труда, значительная часть работы в настоящее время устарела. Однако она остается образцом строгой научной методологии»[22]. Действительно, в чем-то работа архиепископа Сергия, возможно, и устарела. Однако его методология работы с текстом, умение выделить проблему, найти способ ее решения, до сих пор остаются не только не устаревшими, но и не превзойденными в отечественной богословской науке.

Следует отметить, что сам архиепископ Сергий так оценивал свои книжные труды: «Занятия книгами служили к поддержанию моего здоровья тем, что отвлекали душу от огорчений и ослабляли действие на нее беспокойств, причиняемых делами административными. Вообще, книжные занятия были для меня великим благодеянием»[23]. Эта подлинная христианская и научная скромность нисколько не  умаляет значительности его трудов, в которых большая доля внимания уделена исследованию библейской хронологии.

 

[1] Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов Востока. – Т. 2. Святой Восток. – М., 1876. – 272, XII.

[2] Спасский И.А. Исследование библейской хронологии.  – Киев, 1857.

[3] Исследование…, с.1-2.

[4] Исследование…, с.3-4.

[5] Исследование…, с.8.

[6] Исследование…, с.16 – 49; 50; 51; 51 – 63; 65 – 70; 99 – 107 соответственно.

[7] Исследование…, с.13 – 16.

[8] Исследование…, с.21 – 38.

[9] Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов Востока. – Т. 2. Святой Восток. – М., 1876. – 272, XII.

[10] Иванова Н.П. История изучения месяцесловов и их значение в исследованиях по древнерусской хронологии  в XX – начале XXI в. // Известия Алтайского государственного университета. № 4-3 (68), 2010. – С.87.

[11] Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов Востока. – Т. 2. Святой Восток. – М., 1876. – С.259, 277, 329 соответственно.

[12] Там же. – С. 269, 337 соответственно.

[13] Там же. – С. 234, 336 соответственно.

[14] Святый и животворящий Крест Господень и православное учение о почитании святых икон и другия соприкосновенныя с ним истины православной веры / Д[октора] Б[огословия] Сергия, епископа Могилевскаго и Мстиславскаго. — Санкт-Петербург : Тип. П. П. Сойкина, 1889. — 156, III с. https://search.rsl.ru/ru/record/01003412748

[15] Там же. С.33, 35 соответственно.

[16] Сергий, архиепископ Владимирский [Спасский]. Беседы об основных истинах святой православной веры / [Соч.] Сергия, архиеп. Владимирского. — М. : Унив. тип., 1893. — [2], II, 314 с. – С.55 – 81.

[17] Там же, с.61, 69, 77 соответственно.

[18] Там же, с.79, 77, 79 соответственно.

[19] Сергий, архиепископ Владимирский [Спасский]. Беседы об основных истинах святой православной веры / [Соч.] Сергия, архиеп. Владимирского. — М. : Унив. тип., 1893. — [2], II, 314 с. – С.265 – 305.

[20] Кейль, Карл Фридрих (1807 – 1888). Лютеранский богослов, профессор Дерптского (ныне – Тартуского) университета. С 1821 в Петербурге. С 1959 г. – в Германии. Автор ряда работ по библеистике. См.: http://allpetrischule-spb.org/index.php?title=Кейль,_Карл-Фридрих).

[21] Глубоковский Н.Н. Хронология Ветхого и Нового Завета. М., 1996. – С.4.

[22] Мень А., прот. СЕРГИЙ (Иван Александрович Спасский) // Прот. А. Мень. Библиологический словарь. В 3 тт. Т.3. Р – Я. М., 2002. С.101.

[23] В.С. Высокопреосвящ. Сергий, архиеп. Владимирский // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде: еженедельное издание с прибавлениями. № 48. СПб., 1904. С.1948