Архиепископ Егорьевский Матфей сослужил Святейшему Патриарху Кириллу за Божественной литургии в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре

16 июля 2023 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, праздник перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1652), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Алексеевский ставропигиальный женский монастырь, отмечающий десятую годовщину со дня возрождения обители. Решение об открытии монастыря было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года (журнал № 91).

В храме Всех святых Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Егорьевский Матфей; протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского монастыря; протоиерей Виктор Сандар, благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке; протоиерей Александр Симаков, старший священник скита Алексеевского монастыря при храме святителя Тихона Задонского в Сокольниках; клирики обители и духовенство г. Москвы.

В храме присутствовали: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям С.А. Гаврилов; первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» В.В. Михайлов; первый заместитель начальника Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» А.В. Гуц, главный врач ФГБУ «Клиническая больница» Управления делами Президента РФ Н.А. Амосова, главный научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева С.В. Гнутова.

За богослужением молились настоятельница Алексеевского монастыря, руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова), настоятельница Новодевичьего ставропигиального женского монастыря игумения Маргарита (Феоктистова), настоятельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря игумения Елисавета (Никишкина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга игумения София (Силина), насельницы Алексеевской обители.

Богослужебные песнопения исполнил камерный хор факультета церковно-певческого искусства Московской духовной академии (регент — К.А. Алексеева).

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 10-летием возрождения Алексеевского ставропигиального монастыря и 10-летием назначения на должность игумении настоятельница Алексеевской обители игумения Ксения (Чернега) была удостоена права ношения наперсного креста с украшениями.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Романа Мирова, временно служащего в храме святителя Киприана, митрополита Московского, в Чертанове, в сан пресвитера.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Василий Гелеван, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ г. Москвы.

По окончании богослужения игумения Ксения (Чернега) приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству икону преподобного Алексия, человека Божия.

Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«С радостью посещаю древнейшую обитель, где спасаются сестры, и чувствую, что благодать Божия присутствует на этом месте. Потому что многое за короткий срок произошло, обитель возродилась, и чисто визуально все это ощутимо. Но самое главное, как мне кажется, — возродилась монашеская жизнь, и сюда приходят, посвящают свое служение и всю свою жизнь Господу те, кто действительно через обеты отдает себя Спасителю нашему. Именно в этом — ценность монастырской жизни.

Служение монашествующих — это бескомпромиссное служение. Если служение церковных людей в миру может сопровождаться в той же мере заботой о семье, о близких и родных, о материальном благополучии, то те, кто переступает порог обители, полностью отрицаются от всех этих дел. По крайней мере, именно такая монашеская жизнь является спасительной. А когда остаются многие попечения о земной жизни, тогда имеет место некая дихотомия, то есть разделение человеческой природы и, что самое главное, рассредоточение внимания. Тогда монашеской жизни наносится огромный ущерб, а человек, ступивший на путь служения Господу в монашеском звании, несомненно согрешает. Вот об этом нужно помнить всегда.

Иногда облечение в монашеские одежды, участие в монастырской жизни сосредоточивает наше внимание на важных, но не главных делах. Например, на том, чтобы строго соблюдать пост. Конечно, это важно! Но это не самое главное. Если при каких-то обстоятельствах, грубо не нарушая, дать себе послабление ввиду, может быть, некоего нездоровья, то, несомненно, Господь любовью Своею покрывает такой проступок. Но ведь монашествующий, вступая на путь служения, обещает Богу быть Ему верным, и, если раскрыть несколькими словами смысл монашеских обетов, то это полное посвящение себя Господу. И никакие другие вопросы, особенно связанные с личной жизнью, не могут господствовать, поглощать внимание монашествующего, отвлекать его от самого главного.

В этом-то и ценность монастырского бытия. Потому что монашествующий, живя в миру, конечно, неспособен оградить себя от всех тех вызовов, которые мир обращает к верующему человеку. А пребывание в обители создает благоприятные условия для полного посвящения себя Господу, для исполнения обетов, для беззаветного служения Церкви Христовой.

Я бы особенно подчеркнул важность монашеской жизни в крупных городах и таком мегаполисе, как Москва. За монастырской оградой бушует современная жизнь, со многими проблемами и скорбями, со страданиями и радостями людей. Но эта бушующая за стенами обители жизнь ни в коем случае не должна врываться внутрь монастырской ограды. И это особенно важно понимать монашествующим, которые вступили в городские обители.

Вот и на вашей святой обители также лежит эта ответственность и обязанность — стать духовным оазисом, где люди, и пребывающие в монашеском звании, и посещающие монастырь, чувствовали бы совершенно особую духовную атмосферу. Молитвенную, пронизанную любовью и заботой — теми самыми идеалами и ценностями, которые проповедует христианство и которые в первую очередь должны отображаться в монашеском житии.

Еще раз хочу сказать: если кто по немощи упустил что-то в исполнении монашеского правила, то покроет Господь Своей любовью. А вот если упустит, как я нередко говорю, по окамененному нечувствию самое главное — милость и любовь, если перестанет видеть приоритетом именно такое служение, такой монашествующий сугубо ответит пред Господом.

Знаю, что в этой обители делается очень многое для того, чтобы монашеские добродетели осуществлялись в полной мере, чтобы обитель служила ближним и дальним. Хотел бы сказать еще и об особом служении игумении Ксении, которая возглавляет Правовое управление Московской Патриархии. Несмотря на монашеские обеты и монашеское облачение, игумении Ксении приходится входить в гущу проблем, которые окружают по внешнему контуру церковную жизнь, бороться за права Церкви, защищать ее интересы. Конечно, эта брань отличается от традиционного монашеского служения, но нужно вспомнить пример Пересвета и Осляби. Там брань была даже не интеллектуальная, находящаяся в плоскости права, — там речь шла о самом бытии страны нашей. И преподобный Сергий благословил иноков идти на бой — не виртуальный, реальный бой, — с тем чтобы они, обнажив мечи свои, дали пример воинству Дмитрия Донского, вооружили духовной силой и способностью отразить страшного врага.

Вспоминаю сейчас Пересвета и Ослябю, чтобы подчеркнуть — в наше время, слава Богу, этот подвиг не совершается с мечом в руке. Но нередко приходится вступать в очень серьезные дискуссии, а нередко и в борьбу за право Церкви осуществлять свое служение в полноте, иметь для этого всё необходимое — и школы, и приюты, и больницы. Чтобы мы могли действительно и словом, и делом нести народу нашему свидетельство о любви Христовой. Именно на этом поле и возникают, в том числе, и юридические проблемы, к решению которых имеет прямое отношение ваша игумения.

Хотел бы еще раз поблагодарить Вас, матушка, за эти труды, а всех сестер — за молитвенное бдение и труды, которые они несут, как я уже сказал, в центре мегаполиса, утверждая тем самым идеал иноческого служения и провозглашая этот идеал перед теми, кто, может быть, и не имел никакого представления о монашеской жизни до первого соприкосновения с обителью.

Пусть Господь хранит сей монастырь, Вас, матушка игумения Ксения, всех сестер и всех, кто с верой, надеждой и молитвой посещает эту обитель, испрашивая у Господа благословения на свою жизнь и на свои труды».

Затем состоялась передача обители чудотворной иконы Божией Матери «Целительница». С 1964 года образ находился в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

Историческую справку о чудотворном образе огласил руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко.

Передавая чудотворную икону, Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил настоятеля Воскресенского храма в Сокольниках протоиерея Александра Дасаева и напутствовал матушку игумению и верующих: «Хотел бы выразить благодарность отцу Александру Дасаеву. Ваш храм был местом пребывания этой святыни, и благодарю Вас за труды, которые Вы понесли для ее сохранения. А теперь торжественно вручаю матери игумении святой чудотворный образ для постоянного пребывания в сей исторической обители, как это было на протяжении долгих лет, когда люди могли свободно почитать эту святыню, пока не наступили страшные гонения ХХ века. Пусть перед этим образом возносятся особые молитвы за Церковь нашу, за страну и народ наш. Благословение Божие и Покров Пречистой Царицы Небесной пусть пребывают в сем месте. Всех вас поздравляю с этим замечательным историческим событием!»

Икона была возложена на аналой, Святейший Владыка и архиереи поклонились святому образу.

Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с юбилейной датой со дня рождения юрисконсульт Правового управления Московской Патриархии Л.Г. Чавчанидзе была награждена орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени; во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения юрисконсульт Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и Правового управления Московской Патриархии А.А. Светличный — орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.

В заключение Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Еще раз всех сердечно поздравляю с праздником, награжденных — с наградами, а пребывающих здесь монашествующих — с тем событием, свидетелями которого мы являемся. Под Покровом Пресвятой Богородицы да сохраняется сия обитель в мире, а сестры да пребывают в любви и единомыслии, даруя пример подлинной монашеской жизни всем, кто с верой и любовью, и надеждой посещает и будет посещать этот святой монастырь».

***

Чудотворная икона Божией Матери «Целительница» (празднование 1 октября н. ст. / 18 сентября ст. ст.) является одной из главных святынь Московского Алексеевского женского монастыря.

Икона изображает чудо исцеления Пресвятой Богородицей тяжко болящего клирика.

Точное время появления иконы в Алексеевской обители неизвестно, но во второй половине XVIII века образ уже был в монастыре и прославился чудотворениями.

В 1832 году место, которое занимал Алексеевский монастырь, было избрано для постройки Храма Христа Спасителя, а в 1837 году древнейшая женская обитель Москвы была перемещена в Красное село. Торжественным крестным ходом через всю Москву вместе с другими монастырскими святынями на новое место была перенесена и икона Божией Матери «Целительница».

Имеются свидетельства о большом почитании в народе монастырской святыни и исцелениях от нее: «перед иконою «Целительница» множество молящихся коленопреклоненно проливают горячие слезы, прося исцелений или благодаря за них. Часто также видны восковые свечи в рост болящих, зажженные их усердной верою пред чудотворным образом. …» (Краткий исторический очерк Московского Алексеевского монастыря. М, 1877). Священник Николай Романский, служивший в Алексеевском монастыре в начале XX века, писал: «Эта икона — единственная в Москве чудотворная икона Богоматери с таким наименованием» (Священник Н. Романский. Святыня Московского Алексеевского девичьего монастыря. Москва, 1905. С. 7-8).

После Октябрьской революции 1917 года, в годы разорения обители, икона была похищена из Крестовоздвиженского храма Алексеевской обители вместе с другой святыней — Грузинским образом Божией Матери. По прошествии времени стало известно, что чудотворная икона Божией Матери «Целительница» из Алексеевского монастыря обретается в храме Преображения Господня на Преображенской площади. Там она пребывала до 17 июля 1964 года, когда Преображенская церковь была взорвана. Накануне этого икона вместе с другим имуществом Преображенской церкви была перевезена в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где находилась до нынешнего времени.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси