В Северо-Восточном и Юго-Восточном викариатствах прошла пастырская конференция «Роль и место психологии в пастырском душепопечении»

Во исполнение постановления Епархиального собрания города Москвы минувшего года 15 июня 2021 г.  в онлайн-формате состоялась пастырская конференция Северо-Восточного и Юго-Восточного московских викариатств на тему: «Роль и место психологии в пастырском душепопечении», в которой приняло участие все духовенство означенных церковных округов.

Открывая встречу, управляющий викариатствами архиепископ Егорьевский Матфей приветствовал всех участников мероприятия и представил аудитории докладчиков: архиепископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема, преподавателя Николо-Угрешской духовной семинарии иерея Валерия Духанина, директора Центра дополнительного образования и заведующего Педагогическим кабинетом Московской духовной академии игумена Киприана (Ященко), настоятеля строящегося храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьине протоиерея Павла Гумерова.

В своем докладе «Пастырство и психология: соработничество или вызов?» архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем поделился своим опытом соприкосновения с психологическими дисциплинами в бытность первым проректором Хабаровской духовной семинарии. По словам Преосвященного Ефрема, несмотря на высокий профессионализм педагогов-психологов, было ясно, что погружение в психологию с целью ее реализации на практике не может быть полезно будущим пастырям — слишком различны их цели и методы. Одно дело — иметь знания о тех или иных психологических наработках, другое — подмена ими душепопечения. Владыка отметил существенные различия между святоотеческими творениями, коими должен, в первую очередь, руководствоваться священник, и психологическими установками, не знающих понятия страсти, греха, а соответственно и борьбы с ними. В качестве примера архиепископ Ефрем указал на такую распространенную тему в современной психологии, как «профессиональное выгорание» и о попытках в последнее время применить это к пастырскому служению. В таком случае, сам феномен служения подменяется понятием «профессии», а состояние маловерия или вообще безверия, для борьбы с которым православная аскетика накопила бесценный багаж знания и опыта, выраженного в творениях святых отцов, применяется термин «пастырское выгорание», как якобы неизбежное следствие любой длительной деятельности. 

Следующий докладчик, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии иерей Валерий Духанин в своем выступлении: «Проблемы взаимодействия пастырского душепопечения и психологии» озвучил несколько важных тезисов. Во-первых, о психологии нельзя говорить как о науке, поскольку здесь мы сталкиваемся со множеством различных школ, зачастую опровергающих друг друга. Во-вторых, говоря об опыте преподавания указанной дисциплины в дореволюционных духовных школах, следует заметить, что речь идет о психологии до З. Фрейда, самым существенным образом повлиявшим на ее развитие в XX столетии. В-третьих, наблюдение за жизненным путем священников, увлекавшихся психологическими практиками и пытавшихся привнести их в душепопечительство, показывает, насколько опасен, если не пагубен этот путь: многие из них оставили служение, сложили священный сан, а в дальнейшем ушли от Православия, посчитав его слишком примитивным и устаревшим, не отвечающим их глубоким, как им кажется, потребностям. По мнению докладчика, гораздо полезнее пастырю знакомиться с основами психиатрии, что позволит отличить греховное состояние уныния от депрессии, имеющей причины физиологического характера.

Заведующий Педагогическим кабинетом Московской духовной академии игумен Киприан (Ященко) выступил на конференции с докладом: «Старец Паисий и психология». Отец Киприан детально познакомился с психологией в годы учебы в аспирантуре, где эта дисциплина была для него профильной. Несмотря на то, что по словам батюшки, преподаватели кафедры были выдающимися в своей области, для него, как для православного человека, очевидна нехристианская сущность психологии. Проблема, приводящая человека в храм к священнику и в кабинет психолога может быть одна и та же, но принципиально важно ее решение. Психология, мыслящая о себе как о могущей разрешить практически все вопросы, часто видит выход из ситуации через так называемое «принятие себя», то есть фактически удовлетворение своих страстей, восприятия их как данности, с которой следует жить. Нередки случаи, когда психолог откровенно советовал человеку удовлетворять свои греховные наклонности, а стремление «раскрепостить» закомплексованного, по мнению психолога, человека приводило к утрате пациентом чувства стыда. С христианской точки зрения, источником проблемы является поврежденная грехом человеческая природа, следовательно именно на борьбу с грехом и воспитание добродетелей должно направлять свои силы. Существенно разнится конечная цель, которую психология видит в комфортном существовании здесь и сейчас, а Православие — в достижении Царства Божия. Докладчик не обошел стороной и факт применения оккультных практик в обсуждаемой области. Вместе с тем, несмотря на вызовы мира сего, Церкви есть, что им противопоставить. Это огромный святоотеческий опыт, включающий в себя как творения древних подвижников, так и наших современников, одним из которых является преподобный Паисий Святогорец (1924-1994). Старец Паисий сугубо отрицательно относился к проникновению в Церковь того, что он называл «мирским духов». О. Киприан рассказал о своем опыте составления книг на основании изречений прп. Паисия, которые могли бы помочь найти ответ людям, попавшим в критические жизненные обстоятельства.

С докладом «Как воцерковить психологию?» познакомил аудиторию протоиерея Павла Гумерова, настоятель храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьине. Рассказав о своем опыте знакомства с основными работами психологов XX века, в том числе Э. Фромма и В. Франкла, он высказал мнение, что несмотря на то, что их авторы были людьми далекими от Православия, а подчас и христианства вообще, отдельные их труды могут быть полезны для людей, еще не знакомыми с наследием отцов Церкви. Эта польза заключается в тех христианских по сути установках, которые содержит ряд работ известных психологов. О. Павел коснулся также вопроса присутствия психолога на приходе. По его мнению, такой психолог может подробно выслушать человека, что не всегда доступно священнику — далеко не всегда у последнего найдется полтора часа времени слушать рассказ о проблемах в семейной жизни, тем более на исповеди, в то время как приходской психолог такую возможность имеет, и будучи человеком воцерковленным, в данном случае будет действовать не в качестве альтернативы пастырю, а как его помощник.

В своем заключительном слове архиепископ Матфей поблагодарил всех выступавших за полезные и интересные сообщения, и резюмировал все сказанное ранее. Владыка указал, что пастырское душепопечение ни в коем случае не может подменяться психологией, ибо первое призвано вести людей ко спасению, второе же — вводить в зону комфорта. Знакомство пастыря с психологией можно сравнить с изучением истории и вероучения нехристианских религий и сравнительного богословия. Подобно тому, как приобретение знаний о вероучительных установках инославных конфессий и иных религий имеет целью быть подготовленным для полемики и утверждения правой веры, знания о психологии помогут священнику обратить человека от ложных воззрений. Что же касается практического погружения в психологию, особенно в ее направления, применяющие гипноз или близкие к оккультизму, таковое категорически является недопустимым. Метод пастыря — увещевание и провозглашение правды Божией, а не манипуляция человеческой волей.

По итогам конференции был составлен резюмирующий документ, который в ближайшее время будет направлен для рассмотрения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.