В Неделю Торжества Православия архиепископ Егорьевский Матфей сослужил Святейшему Патриарха Кириллу за Литургией в Храме Христа Спасителя и хиротонией архимандрита Алексия (Турикова) во епископа Раменского

24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Алексия (Турикова), секретаря Святейшего Патриарха Кирилла, во епископа Раменского, викария Патриарха Московского и всея Руси.

По прибытии в Храм Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился иконе Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, и честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Балтийский и Светлогорский Серафим; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей; архиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Зарайский Константин, Патриарший экзарх Африки; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; протоиерей Николай Лищенюк, заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Игорь Якимчук, заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области; протоиерей Александр Ткаченко, настоятель Свято-Духовского собора в Санкт-Петербурге, председатель правления Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра»; протоиерей Александр Туриков, настоятель храма Спаса-Преображения на Песках г. Москвы; иерей Василий Лосев, руководитель юридической службы Московской митрополии; иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель отдела религиозного образования Московской (городской) епархии; духовенство г. Москвы.

В числе сослужащих были представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси: митрополит Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь); архимандрит Серафим (Шемятовский) (Православная Церковь Чешских земель и Словакии); протоиерей Даниил Андреюк (Православная Церковь в Америке).

Также Его Святейшеству сослужили наместники ставропигиальных монастырей: архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого монастыря; архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря; игумен Дионисий (Шленов), наместник Андреевского монастыря, руководитель Аспирантуры Московской духовной академии; игумен Иоанн (Лудищев), наместник Сретенского монастыря, и.о. ректора Сретенской духовной академии; игумен Мефодий (Зиньковский), наместник Николо-Угрешского монастыря, ректор Николо-Угрешской духовной семинарии; иеромонах Даниил (Константинов), и.о. наместника Заиконоспасского монастыря.

Патриаршее богослужение посетили: заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Ю. Кузнецова; член Совета Федерации ФС РФ А.Г. Ярошук; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В.Р. Легойда; первый заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин; старший вице-президент — финансовый директор ГМК «Норильский никель» С.Г. Малышев; генеральный директор ООО «СИБУР» М.Ю. Карисалов; первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» В.В. Михайлов; первый заместитель начальника департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» А.В. Гуц; заместитель министра территориальной политики Московской области И.С. Харьков; и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия «Софрино» А.В. Потемкин; руководитель секретариата Всемирного русского народного собора С.Ю. Рудов; председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

В прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании постановления Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта с.г. (журнал № 8) епископ Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, был возведен в сан митрополита, в связи с введением в состав постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви по должности.

Также указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании постановления Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта с.г. (журнал № 30) епископ Зарайский Константин, в связи с утверждением в должности Патриаршего экзарха Африки, был возведен в сан митрополита.

24 марта в России объявлен общенациональный траур по погибшим в результате террористического акта в «Крокус Сити Холле». В эти трагические дни Святейший Патриарх Кирилл возносит сугубые молитвы о упокоении душ погибших и молится о здравии пострадавших. Предстоятель Русской Церкви благословил во всех храмах и монастырях г. Москвы вознести за Божественной литургией 24 марта на сугубой ектении особые прошения о здравии «всех, в террористическом акте в Красногорске пострадавших», а также вознести заупокойную ектению с прошениями «о рабех Божиих, безвинно убиенных в террористическом акте в Красногорске».

На сугубой ектении было вознесено прошение «Еще молимся о милости жизни, мире, здравии и исцелении внезапу ураненных и лютее страждущих рабов Твоих всех в террористическом акте в Красногорске пострадавших, благосердием Твоим исцели, здравие им скоро подавая, прилежно молим Ти ся, Источниче цельбам, услыши и помилуй», а также прошения о Святой Руси.

Святейший Владыка прочитал молитву о здравии пострадавших в теракте: «Владыко Вседержителю, святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия, и возводяй низверженныя, телесные человеков скорби исправляяй, молимся Тебе Боже наш, рабов Твоих всех, в террористическом акте в Красногорске пострадавших и ныне на одре болезни лежащих, и лютее страждущих, посети милостию Твоею, прости им всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся. Буди врач рабов Твоих всех, в террористическом акте в Красногорске пострадавших, воздвигни их от одра болезненного, и от ложа озлобления целых и всесовершенных, даруй их Церкви Твоей благоугождающих и творящих волю Твою. Твое бо есть еже миловати и спасати ны Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

На заупокойной литии были вознесены молитвы «о упокоении новопреставленных рабов Божиих, безвинно убиенных в террористическом акте в Красногорске, и о еже проститися им прегрешению, вольному же и невольному».

Проповедь перед причастием произнес иерей Павел Сержантов, клирик храма святителя Спиридона Тримифунтского в Фили-Давыдкове.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Раменского Алексия на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Алексий!

Приветствую тебя в сей знаменательный час как нового собрата-архипастыря и поздравляю со свершившимся днесь над тобою великим Таинством. Щедрый в милости Бог, призвавший тебя на служение благодатью Своею (Гал. 1:15), благоволил ныне соделать тебя преемником славных апостолов и Духом Святым поставил блюстителем стада Христова (Деян. 20:28), дабы ты шел и приносил плод, и плод твой пребывал (Ин. 15:16).

«Страшное дело, — пишет святитель Игнатий Брянчанинов, — принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которые можно исполнять только по велению Святого Духа и действием Духа» (Приношение современному монашеству). Действительно так. Обязанности, на тебя возложенные, можно исполнять спасительно только силой и действием благодати Божией, которая должна споспешествовать твоим собственным усилиям. Но дело еще более страшное — не исполнить того, к чему призвал тебя Господь, Который возвел тебя на высокую степень архиерейского служения.

Прежде чем с дерзновением приступить к престолу благодати (Евр. 4:16), ты пред лицом всей Церкви твердо исповедал православную веру, засвидетельствовал о своем неуклонном следовании здравому учению (2 Тим. 1:13) и преданию святых отцов. Это свидетельство отнюдь не формальность, добавляющая торжественности чину поставления во епископы. В церковной традиции вообще нет ничего малозначительного. Тебе действительно по долгу архипастырскому не только надлежит бережно хранить православную веру, но и наставлять в ней пасомых, ибо учительство — одна из важнейших обязанностей епископа, призванного являться крепким столпом и ревностным защитником Православия.

Ты возрастал на моих глазах, словом и делом доказывая верность Церкви и ее Предстоятелю, являя прилежное и усердное исполнение поручений, которые на тебя возлагались. Навык послушания, по слову преподобного Феодора Студита, есть действительно навык христоподражательный (Подвижнические наставления, 199), и тот, кто умеет нести послушание, тот чаще всего становится способным и давать людям послушания так, чтобы они их исполняли. Однако пребывание в послушании не заканчивается с облачением в архиерейскую мантию и принятием в руки жезла епископского, который, хотя и является символом высшей духовной власти, вместе с тем символизирует и величайшую ответственность пред Богом и Его Церковью, готовность вести за собой пасомых и принимать важные решения.

Глубокое осознание огромной ответственности и тяжести воздвизаемого на рамена креста архипастырства есть духовное лекарство против страстей, которые нередко поражают тех, кто, заняв начальствующее положение, начинает повелевать, господствуя над наследием Божиим (1 Пет. 5:3). С признательностью воспринимай и цени труды тех, кто будет помогать тебе в епископском служении, не пренебрегай их проблемами и нуждами. Только благодарное сердце способно привлечь милости Вседержителя и может с дерзновением молиться о ниспослании бóльших даров, ибо, как мудро отмечает Златоустый святитель, «как же станет просить о будущем тот, кто не умеет благодарить за прошедшее?» (Беседа 14-я на послание к Филиппийцам).

Долгое время ты занимался решением вопросов, связанных с организацией текущей деятельности Предстоятеля Церкви. Отныне тебе предстоит совершать служение в качестве викарного епископа, помогая Патриарху в управлении Московской епархией, разделяя с ним заботы об устроении приходской жизни в Первопрестольном граде, о развитии различных направлений спасительной церковной миссии в мире. Порою будет казаться, что попечений так много, что времени и сил на всё не хватает.

Вспомни тогда слова святого Исаака Сирина: «Никто не восходил на небо, живя прохладно» (Слово подвижническое 35). Как воздушный шар поднимается в небо, если внутри тепло, так и душа человека возносится к небу, когда в ней теплота, а теплота души есть любовь к людям. Именно эта сила и возносит наши грешные души ко Господу в надежде спасения. Потому неустанно восходи путем добродетелей и стремись не формально исполнить порученное, но как для Самого Господа, Который, видя твое усердие, в ответ на молитвы и ревностные труды обязательно обновит силы, дарует утешение, бодрость и силу духа.

Со вниманием выслушав сие наставление, прими же теперь жезл архипастырский и, преподав благословение стоящему зде народу от полноты ниспосланных тебе даров, гряди на новое служение Святой Церкви. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, да утвердит тебя, укрепит и соделает непоколебимым (1 Пет. 5:10) в предстоящих епископских трудах. Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Далее Предстоятель Русской Церкви совершил чин Торжества Православия.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем победу Православия над ересью иконоборчества и в каком-то смысле завершение целой эпохи борьбы с ересями. Удивительно, но буквально с первых шагов в жизни христианской Церкви стали появляться лжеименные, как тогда говорили, знания. То есть люди, пытаясь соединить Евангелие с собственными знаниями, приходили к неким умозаключениям, которые практически полностью лишали смысла христианское послание. Уже в конце I века стали появляться целые общины, и особенное распространение они получили во II веке. Появилось такое понятие, как гносис, то есть лжеименное знание, и тех, кто исповедовал подобное понимание христианства, не проистекавшее из апостольской веры, стали называть гностиками, то есть носителями лжеименного знания.

И конец I века, и II, и даже III век были наполнены борьбой Церкви за чистоту веры, за чистоту того учения, которое принес Господь. И борьба эта была нешуточная, ведь противостояли Церкви не те, кто говорил: «Мы в Бога не верим и Христа не признаем», — совсем нет! Свои философские представления, которые были им дороги в силу воспитания и полученного образования, гностики стремились соединить с христианской верой, думая, что творят благо. Можно сравнить с тем, как и нам порой говорят: вы должны научиться говорить языком, понятным для светской интеллигенции. А когда спрашиваешь, что это означает, оказывается, что нам предлагают ввести в церковную проповедь нечто, что не в полной мере соответствует церковному учению. Может быть, кого-то из интеллигенции это бы привлекло, а может, и не привлекло, но вот вред Церкви, ее вере, ее единомыслию, был бы нанесен огромный.

Я неслучайно сказал о нашем времени, потому что попытки исказить исповедание истинной веры иными, лжеименными знаниями действительно сопровождали почти всю историю Церкви. Вот и в VIII веке, когда казалось, что все ереси побеждены и что Церковь уже ответила на все вызовы, ответила убедительно, появляется новый взгляд на христианское Предание, который отвергает иконы.

На протяжении почти тысячелетия христиане поклонялись кресту, и уже в древних катакомбах были священные изображения, а вот в VIII веке, несмотря на расцвет духовной, интеллектуальной жизни в Византии, возникает целое направление, к которому присоединились и епископы, и священники, и многие богословы, отрицавшие правомерность поклонения святым иконам и считавшие, что это не что иное, как возрождение язычества. Иконоборцы совершенно ошибочно полагали, что христиане, поклоняясь святым изображениям, тем самым поклоняются материалу, на котором эти изображения выполнены. Но ведь это совершенно превратное понимание того, чтО есть священное изображение, чтО означает поклонение иконе, полое непонимание того, что здесь нет ничего общего с поклонением творению, тем более материалу, из которого сделано священное изображение. Все это вызвало долгую богословскую и, я бы сказал, интеллектуальную борьбу, но VII Вселенский Собор, ставший последним из Вселенских Соборов Православной Церкви, духовно и богословски аргументированно защитил почитание святых икон.

Вся эта история настолько далекая, что, казалось бы, может интересовать только богословов и любителей истории. Но это не означает, что проблемы, которые становятся вызовами для нашей веры, ушли в прошлое. Каждая эпоха порождает подобные проблемы, и мы знаем, каким страшным оказался XX век, когда атеизм стал господствующей идеологией во многих государствах и, в первую очередь, в нашей несчастной стране. Как люди отказались от Бога — не от икон, от Бога отказались! И ведь с этой идеологией жили, да и сейчас многие говорят, что Бога вовсе нет. Что же тогда есть? Откуда все произошло? Нам отвечают: как-то само и произошло, вселенной нашей 14 миллиардов лет, и человек из песчинки возник. И ведь люди в это верят, и учеными себя называют! В каком-то смысле это тоже идолопоклонство — поклонение идее, которая отрицает Бога и становится идолом; и эта форма идолопоклонства стала болезнью многих современных людей.

Поэтому очень актуально то, что мы сегодня вспоминаем, как актуальны и те молитвы, которые мы сегодня совершаем. Мы молимся, чтобы Господь просветил людей светом Его Божественного разума. Чтобы вера сохранялась в сердцах людей, чтобы на основании этой веры устроялись отношения между людьми и между народами, чтобы этика, которая к нам пришла от Самого Бога, и заповеди Божественные были положены в основу межличных и международных отношений. Другими словами, сегодняшний день актуализирует для всех нас то умонастроение, ту философскую и интеллектуальную ситуацию в Византийской империи, в которой появилась опасная ересь иконоборчества.

Еще хочется сказать, что превратное толкование Священного Писания возникает, когда люди решают сами, что в Писании правильно, а что неправильно. И различного рода протестантские доктрины появлялись, когда люди, даже благочестивые, размышляя над Священным Писанием, приходили к умозаключениям, которые им казались правильными, но которые не соответствовали традиции, идущей от Самого Господа и Спасителя. Так стали возникать так называемые конфессии, то есть различные исповедания веры. И мы знаем, к чему это привело, и множество конфессий, каждая из которых настаивает на своей правоте, но не соответствует в полной мере тому, что пришло к нам из глубины веков, разделяют сегодня тело всемирного христианства. Поэтому наша сегодняшняя молитва — это молитва о том, чтобы все мы сохраняли православную веру, чтобы она жила в нашем сознании и наших делах, не превращаясь в некий археологический экспонат.

Без веры невозможно угодить Богу (см. Евр. 11:6), говорит слово Божие. И сегодняшнее богослужение, воспоминание о событиях далекого прошлого, требует от нас актуализации нашей веры. Чтобы мы осознавали правильность выбранного пути, чтобы мы и душу, и сердце, и разум свой предавали вере православной и на основании этой веры устрояли свою жизнь. На этом стоим, это проповедуем и надеемся, что проповедь, которой уже две тысячи лет, будет и далее преломляться в умах и сердцах людей искренними, добрыми поступками, созиданием правильного, спасительного образа мыслей и, в конце концов, изменением сердец наших, что и является подлинным покаянием, без которого невозможно наследовать Царствие Божие.

Молитвами всех святых угодников Божиих, иерархов, богословов, монахов и прочих, кто сохранял, отстаивал и защищал веру православную, наших замечательных Первосвятителей, святителей, исповедников, мучеников, которые жизнью своей защитили веру православную в нашей стране, да хранит Господь Церковь нашу, народ наш и каждого, в чьем сердце живет вера православная. Аминь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси